Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
- определенную систему отношений к окружающей действительности;
- формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
- влияет на общественное мнение;
- приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
- Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
- Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
- Определение концепции включая цель, задачи
- Планирование этапов мероприятия
- Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия
Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.
В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:
- Как же подготовить мероприятие?
- С чего начать?
- Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?
Постараемся ответить на вопросы организаторов.
Подготовительная часть
- Определить цели и задачи мероприятия
- Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
- Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
- Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
- Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
- Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов
Организационная часть
- Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
- Использование простых и сложных средств
- Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
- Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения
Основная часть
- В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
- Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
- Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
- Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
- Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
- Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом
Заключительная часть
- Имеет важное организационно-педагогическое значение
- Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
- Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
- На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.
Подробное планирование (структура мероприятия)
Название мероприятия | Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
|
Цель | Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат.Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения
|
Задачи | В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия
|
Формы, методы и приемы | Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Материал и оборудование | Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Оформление зала | Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия |
Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Ямал».
Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии.
Задачи:
- формировать ценностные отношения к природным дарам Ямала
- развивать познавательную активность детей
- воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Ямала
- развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха
Форма – игра-акция
Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Ямала, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.
Оформление зала
Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Основная часть
- Заключительная часть
Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.
например
- планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
- нередко формально ставят задачи воспитания,
- не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
- не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.
Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.
Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.
Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).
Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.
С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.
Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.
Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.