Цель: познакомить обучающихся с отдельными представителями растений отдела Голосеменных, их ролью в природе и жизни человека на конструктивном уровне.
Образовательные задачи: рассмотреть многообразие видов голосеменных и особенности их распространения на примере растений своей местности (ель, пихта, кедр, сосна, лиственница); определить роль голосеменных в природе и их значение для человека.
Развивающие задачи: продолжить формировать коммуникативные учения (умение слышать и слушать друг друга) и информационную компетентность (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников).
Воспитательные задачи: развивать эстетические, нравственные качества обучающихся и бережного отношения к природе на примере растений своей местности.
Методы обучения: познавательный, преобразовательный метод (по В.А. Онищук), методы стимулирования и мотивации (Ю.А. Бабанскому), метод эвристических вопросов.
Форма урока: объяснение нового материала с активным участием обучающихся, применением ЭОР.
Средства обучения: самостоятельная работа обучающихся с книгой, интернет – ресурсами, презентациями.
Приемы: игра (решение биологических задач, ребусов), «Настроение», «А знаете ли вы…»
Оснащенность урока: компьютер, телевизор, мультимедийный диск для 7 класса, презентация «Голосеменные растения своей местности», коллекция голосеменных, гербарные экземпляры – сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением сосны, карта Кемеровской области.
Структура урока
- Оргмомент
- Целеполагание и мотивация
- Изучение нового учебного материала
- Закрепление и применение учебного материала
- Подведение итогов урока.
Основные положения урока.
- Систематика отдела голосеменных.
- Хвойные – один из классов голосеменных, наиболее сохранившаяся и самая многочисленная группа отдела.
- Средообразующая роль хвойных на территории России.
- Разнообразное значение хвойных в жизни человека
- Необходимость рационального использования, охраны и возобновления хвойных, как основы лесных богатств нашей страны
Интеллектуальная минутка (см. Презентацию). Третья группа обучающихся представляет свои творческие работы. Критерии оценок: интересно, занимательно, произвело впечатление. Что узнали нового? Пожелания.
Ученые всего мира отмечают глобальное
ухудшение состояния лесов, особенно хвойных,
которые, как выяснилось, обладают более высокой
чувствительностью к загрязнителям, чем человек.
Только в Центральной Европе повреждено свыше 12
млн. гектаров лесов. В некоторых странах их
площадь превысила 50 процентов.
Велика и роль лесов Кузбасса в регулировании и
сохранении экологического баланса окружающей
среды, здоровья населения крупнейшего
промышленного региона Сибири.
В области почти не осталось не затронутых
хозяйственной деятельностью лесов. Все они по
несколько раз пройдены рубками, в том числе
условно-сплошными, расстроены, особенно вокруг
промышленных центров, вдоль рек, дорог. Но
повреждения лесов, достигшие критической
отметки, единичны, носят пока локальный характер
вокруг крупных промышленных предприятий.
Характерные признаки воздействия вредных
атмосферных загрязнителей на хвойные леса в
массовом масштабе (некрозы, хлорозы,
продолжительности жизни хвои, ее масса и
обводненность) пока не проявились.
Чтобы лес всегда был и сохранял экологический баланса окружающей среды, здоровья населения крупнейшего промышленного региона Кузбасса, необходимо знать какую пользу приносит каждое дерево в природе и в жизни человека.
Территория Кемеровской области обладает значительным потенциалом лесных ресурсов. Общая площадь лесного фонда – 64,3% общей площади земель области. Леса нашей области, которые еще называют тайгой, занимают 53% всей территории, то есть более половины всей поверхности.
– Какие деревья растут в тайге? (Хвойные.)
– Какие деревья так называют?
Тайга делиться на 2 вида – равнинная (на юге Западно-Сибирской равнины; черневая (горная) – Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория.) Распределяется лесной фонд по территории области неравномерно. Новокузнецкий (72,6%), Тисульский (73,4%), Междуреченский (81,7%) до 96,2% в Таштагольском районе. Низкой лесистостью (до 20%) характеризуются Ленинск-Кузнецкий (10,2%), Промышленновский (15,2%) районы. Леса Кузбасса относятся к Алтае-Саянскому горно-таежному лесному району. Основными лесообразующими хвойными породами лесов области являются пихта, сосна, ель, кедр. Хвойные насаждения занимают 31,6% лесопокрытых земель, в том числе пихтовые – 18,5%, сосновые – 5,7%, еловые – 4,1%, кедровые – 3,0%, лиственничные – 0,3%.
Цель: изучить многообразие голосеменных растений их роль в природе и жизни человека на примере пихты сибирской, кедра сибирского ели и сосны обыкновенной
Отдел Голосеменные растения представлен пятью классами.
Видеофрагмент мультимедиа (электронное мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина).
Более половины территории нашего края покрыто тайгой, причём в горах тайга имеет название «черневая», а на крайнем севере области произрастает равнинная тайга. В Кузнецкой котловине и на северо-востоке области встречается степная и лесостепная растительность. Высоко в горах можно увидеть горную тундру, которая очень похожа на тундру северных районов России, и высокогорные альпийские луга с яркими травянистыми растениями. Растительный мир Кемеровской области очень разнообразен. Леса и кустарники занимают почти 65 % территории области. Общий запас лесов в нашей области – около полумиллиарда кубических метров, их средний возраст 70 лет. На территории Кузбасса ярко выделяются четыре зоны лесных экосистем: Кузнецко-Алатауская горно-таежная зона, Шорская горно-таежная зона, Салаирская таежно-лесная зона, Томско-Кийская таежно-лесостепная зона. Лес является одним из самых значимых, единственным возобновляемым видом природных ресурсов. Леса, выполняют водоохранную, общезащитную, оздоровительную и заповедную функции.
Наиболее ценные для человека растения горной тайги:
Наиболее распространенными на территории Кемеровской области являются темнохвойные лесные фитоценозы, занимающие более 60% всей лесопокрытой площади при общей лесистости области 58%. Это связано, прежде всего, с экологическим оптимумом темнохвойных пород на территории Западной Сибири. Темнохвойные древостой на ее территории представлены тремя видами древесных пород – пихтой сибирской (Abies Sibirica), кедром сибирским (Pinus Sibirica), и елью сибирской (Picea Obovata). В Кемеровской области пихта, по различным источникам информации, занимает около 46,4% всей лесопокрытой площади области (81,6% земель, занятых хвойными породами), доля кедра составляет не более 6% и ели – 2% (Сводный проект , 1998).
Наиболее распространенный представитель тайги – ПИХТА – долгожитель местной флоры. Поэтому доминирующую роль в возобновлении изучавшихся темнохвойных насаждений играет пихта сибирская (80-98%), с незначительной примесью кедра сибирского и ели сибирской. Главная лесообразующая порода области – пихта сибирская – большинством исследователей отнесена к слабоустойчивой к атмосферным загрязнителям.
Познакомимся с голосеменными растениями на примере пихты сибирской, кедра сибирского, ели сибирской, лиственницы. Первая группа обучающихся представляет свои творческие работы.
Ученики заполняют таблицу «Практическое значение хвойных в природе и для человека», задают вопросы выступающим, оценивают их деятельность. Критерии оценок: интересно, доступно, произвело впечатление.
Пихта сибирская – красивое вечнозеленое дерево высотой до 40 метров и толщиной ствола до 80 см. Хвоя мягкая темно-зеленая. Длинные шишки торчат кверху на концах ветвей. Этим пихту легко отличить от ели, у которой хвоя колючая и шишки висят вниз. Пихта дает очень хорошую древесину, которая идет на изготовление бумаги, строительство. Из нее получают камфару, пихтовое масло и пихтовый бальзам (из живицы), используемые в медицине.
Вторая группа «А знаете ли вы, что из семян пихты изготавливают высококачественные лаки?»
Сосна – встречается в лесостепных территориях Кузбасса. Сосняки небольшими группами выходят на берега Томи. Произрастает сосна и в предгорьях. Воздух в сосновых борах считается лечебным, восстанавливающим силы. Особенно много сосняков вокруг городов Кузбасса. Около семидесяти отраслей промышленности потребляют смолу сосны. В коре есть дубильные и клеящие вещества, в камбии – ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия в медицине.
Вторая группа. «А знаете ли вы, что одно сосновое дерево дает около десяти килограммов хвои, из которой можно получить годичную норму каротина и витамина С для одного человека?»
Кедровых лесов в Кемеровской области немного. Они составляют около четырех процентов от всей площади, покрытой лесами. Кедр – дерево первой величины, достигающее порой сорока метров высоты и двух метров в диаметре ствола. Семена кедра – кедровые орехи – основная ценность дерева. Сосна сибирская (кедр) – красавец и гордость сибирских лесов. Хвоя у него длинная, мягкая темно-зеленая, в пучке сидит не по две как у сосны, а по пять хвоинок. Древесина кедра плотная, мягкая, прямослойная хорошо обрабатывается, имеет красивую текстуру приятный розовый цвет, тонкий аромат и дезинфицирующие свойства. В ядре ореха содержится свыше 70 % жира, хорошо усваиваемого человеческим организмом, около 20 % белков, 12 % углеводов, 4 % клетчатки. Орех по калорийности превосходит мясо и яйца. Из ореха получают кедровое молоко, вкусные сливки и ореховый жмых, который широко используется в кондитерской промышленности. Из живицы кедра получают канифоли, глицериновые эфиры и кедровый бальзам, обладающий целебными свойствами. Кедр славится своими орешками. Орех содержит до 60% жиров, белки и комплекс витаминов, способствующих росту, улучшающих состав крови и состояние кожи. Кедровое масло употребляется в медицине, а так же для изготовления высококачественной олифы и красок. Даже скорлупу орехов и шишки используют для получения витаминов С и Е, скипидара и красок. Шишки кедра созревают за два года, особо крупные деревья дают до 50 кг ореха. Дарами кедра пользуются многие лесные жители: птицы, бурундуки и белки делают запасы ореха, медведи с помощью ореха нагуливают жир для зимнего сна. Самый удивительный распространитель семян кедра – кедровка. Она без устали заготавливает орехи: сядет на ветку, собьет шишку и выбирает из нее лучшие орехи, часть съедает, а остальные прячет кучками под мох, под пни по 5-6 штук. А зимой, когда снег укроет землю, кедровка не может их отыскать. Весной орехи прорастают и вскоре на этом месте появляются маленькие кедры, за одну осень кедровка может посеять более тысячи деревьев.
Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр живет до 400-500 лет и почти всю жизнь, начиная с 30–50 лет, он плодоносит. Средний возраст кедровых лесов Кузбасса 175 лет».
Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр применяют для изготовления карандашей, музыкальных инструментов. Самые лучшие пчелиные ульи делаются из кедра».
Вторая группа. «А знаете ли вы, что кедр – долговечное растение, способное прожить более 500 лет».
Лиственница занимает всего 0,2 % площади лесов Кемеровской области. Самый большой массив лиственницы в Кузбассе находится в северо-восточных предгорьях Кузнецкого Алатау в Тисульском районе. Дерево еще имеет хвою, но не вечнозеленую, опадающую с наступлением холодов. Большим достоинством лиственницы является способность быстро расти и неприхотливость к составу почвы. Многие сотни и даже тысячи лет способна она великолепно сохраняться, приобретая со временем и большую прочность, и оригинальную окраску. Лиственницы достигают высоты 50 метров при толщине ствола до двух метров. Лиственничные леса дают рекордное для всех наших пород количество древесины с гектара: до 1500 и больше кубометров.
Вторая группа «А знаете ли вы, что достоинства лиственницы в долговечности и прочности древесины. Живет она около 400–500 лет. Ее древесина практически не знает пределов службы».
Ель в нашей области распространена довольно широко. Ельники встречаются по склонам горных лощин, на верхних террасах рек. Еловая древесина идет на лучшие сорта бумаги, искусственные ткани, спирты, глицерин, пластмассы, на изготовление некоторых музыкальных инструментов.
Вторая группа. «А знаете ли вы, что ель считают вечнозеленой породой. Это так и не так. Хвоя у ели не «вечная», хвоинки через каждые семь–девять лет опадают – осенью ель сбрасывает не меньше седьмой части своей хвои. Продолжительность жизни ели в среднем 250–300 лет».
Подведение итога работы:
- Как в природе, так и в жизни человека хвойные по своему значению занимают второе место после цветковых, далеко превосходя все остальные группы растений. Трудно переоценить роль лесов в жизни человечества.
- Леса синтезируют органическое вещество, поглощают углекислый газ, выделяют в атмосферу кислород, выполняют климатообразующую, водоохранную, противоэрозионную функции, являются крупным источником сырьевых ресурсов и продуктов питания.
- Неоценима роль лесов как хранителей генофонда множества организмов, огромно их рекреационное и эстетическое значение. В условиях прогрессирующего загрязнения окружающей среды, когда проблема локального загрязнения атмосферы переросла в региональную, способность ассимиляционного потенциала лесов по нейтрализации вредных выбросов в результате хозяйственной деятельности становится важнейшим условием выживания человечества на Земле.
Закрепление игра «Поле чудес» или «Пять золотых червонцев»
Представьте себе, компьютер превратился в поле Чудес: здесь множество билетов с вопросами. Внутри билетов написано количество жетонов, которые вы получите за верный ответ (от 1 до 4). Вам на экране будут представлены билеты. Вы выбираете любой билет, я открываю его, и вы отвечаете на вопрос, который там записан (попытаться могут сразу 3 ученика). После ответа появляется на экране верный ответ и те, кто ответил правильно, получает то количество жетонов, которое проставлено в билете, если ответ наполовину верен – от 1 до 4 баллов. На пяти билетах прицеплены желтые кружочки с цифрой 10 посредине – это «золотые червонцы», то есть «счастливые билеты», за верный ответ ученик сразу же получает 5 и до конца урока превращается в помощника учителя (раздают жетоны), но вопросы на этих билетах самые сложные. Итак, начнем!»
Выставление оценок за урок
Домашнее задание: стр. 66-72 подумайте стр. 56, 60, 65, 72, тест стр. 40-41упр. 42, 43.