Тепловой эффект химических реакций

Разделы: Химия


Цель: расширить представления о классификации химических реакций.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия об экзо- и эндотермических процессах на конкретных примерах; ознакомить обучающихся с выражением экзо- и эндотермических процессов через термохимические уравнения как условные отображения закона сохранения массы и энергии; способствовать формированию познавательного интереса к химии;

Развивающая: продолжать развитие химического мышления; совершенствовать грамотную химическую речь; продолжать развивать умения наблюдать и объяснять химические явления.

Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде; побудить к активной работе мысли.

Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Приложение 1.

Слайд 1. Приветствие. Представление.

2. Фронтальный опрос. Повторение ранее изученного.

- В жизни нас с вами окружает множество физических явлений и химических реакций. Давайте вспомним, а с какими типами химических реакций вы уже знакомы?
- Если несколько веществ образуют одно – это тип…

Соединение.

Слайд 2.

- Под какими буквами находится реакция типа соединения?

А) и Д).

Слайд 2.

- Проверяем. Молодцы!
- А если, наоборот, из одного вещества – несколько? Это тип...

Разложение.

- Найдите их на слайде.

Б) и Г).

Слайд 2.

Проверяем. Молодцы!

- А если кто-то встаёт на место другого? Это тип…

Замещение.

- И эта реакция на слайде под буквой?

В)

Слайд 2.

Молодцы! Правильно.

Слайд 2.

- А назовите мне, пожалуйста, регенты в первой реакции.

В первой реакции реагенты – фосфор и кислород.

- Какое количество фосфора и какое количество кислорода участвует в реакции? Определите по коэффициентам.

4 моль фосфора и 5 моль кислорода.

- Какое количество оксида фосфора (V) образуется?

2 моль.

Молодцы!

- А теперь ответьте мне на такие же вопросы по второй реакции.

Во второй реакции реагенты – сера и кислород: серы 1 моль, кислорода 1 моль. Образуется 1 моль оксида серы (IV).

3. Актуализация темы. Новый материал.

Молодцы!

- А как называются реакции взаимодействия веществ с кислородом?

Окисление.

Слайд 2.

- Молодцы!
- А если при окислении выделяется тепло и свет, как называются такие реакции?

Горение.

Слайд 3.

- Молодцы!
- Так вот, химические реакции проходят либо с выделением тепла, либо с его поглощением, то есть с тепловым эффектом. И так, запишем в тетради число и тему урока.

Внимание на слайд.

Слайд 4.

Запись в тетради: “Тепловой эффект химических реакций”.

- А как по-вашему, что такое тепловой эффект?

Варианты ответов.

А точнее, внимание на слайд.

Слад 4.

Запись в тетрадь.

“Тепловой эффект – это количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции”. Обозначается буквой “ку” и измеряется в килоджоулях.

- А как вы думаете, как называются химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект?

Варианты ответов.

Внимание на слайд.

Слайд 4.

Запись в тетрадь.

“Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимические”.

Слайд 5.

- Раз уж мы выяснили, что тепловой эффект – это количество теплоты, значит, его можно измерить. И делают это прибором калориметром.

Слайд 6.

- Давайте попробуем назвать реакции с выделением тепла, добавляя соответствующую приставку “экзо”.

Варианты ответов.

Внимание на слайд.

Слайд 6.

Запись в тетрадь.

“Реакции, происходящие с выделение тепла,- экзотермические”

- А как мы можем показать в уравнении, что теплота выделяется?

Варианты ответов.

Внимание на слайд.

Слайд 6.

Запись в тетрадь.

“+ Q”

Слайд 6.

- Запишите примеры экзотермических реакций.
- А теперь давайте проговорим и запишем про реакции, происходящие с поглощением тепла.

Реакции, происходящие с поглощением тепла, - эндотермические. В уравнениях обозначаются “- Q”.

Слайд 7.

Запись в тетрадь.

4. Рефлексия. Применение полученных знаний в жизни.

- Давайте поразмышляем над следующей информацией.

Слайд 8.

- Сорные куры строят гнёздо из мусора и гниющих остатков растений. В него на определённую глубину они откладывают яйца. Самец время от времени помещает клюв в эту кучу мусора и частично раскидывает её сверху или, наоборот, делает выше. Для чего он это делает?

В гнезде происходит медленное окисление с постепенным выделением теплоты. Птица клювом, как термометром, измеряет температуру в гнезде. Если жарко, самец раскидывает кучу. И наоборот, нагребает её, если прохладно.

5. Домашнее задание.

- Приведите один пример экзо- или эндотермической реакции в природе.

6. Проверка качества усвоенного материала.

- Закройте, пожалуйста, тетради. Сейчас вы работаете на листочках.

В первом задании вам нужно дополнить предложение.

Во втором и третьем заданиях выбрать единственно правильный ответ.

7. Подведение итогов за урок.

Слайд 9.

Выставление оценок. Благодарность за работу на уроке.

ФИ   ФИ  
Вариант 1 Вариант 2
Задание 1. Вставьте пропущенные слова в определениях:

а) Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются _________________________;

б) “- Q” – количество теплоты, которое выделяется / поглощается (нужное подчеркнуть) при эндотермических процессах.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в определениях:

а) “+ Q” – количество теплоты, которое выделяется / поглощается (нужное подчеркнуть) при экзотермических процессах;

б) Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются _________________________

Задание 2. При взаимодействии 1 моль азота и 1 моль кислорода поглотилась теплота количеством 180 кДж. Описанному процессу соответствует уравнение

а) N2 + О2 —> 2NО;
б) N2 + О2 —> 2NО + 180 кДж;
в) N2 + О2 —> NО – 180 кДж;
г) N2 + О2 —> 2NО – 180 кДж.

Задание 2. При взаимодействии 1 моль азота и 3 моль водорода выделилась теплота количеством 92 кДж. Описанному процессу соответствует уравнение

а) N2 + 3Н2 —> 2NН3;
б) N2 + 3Н2 —> 2NН3 + 92 кДж;
в) N2 + 3Н2 —> NН3 + 92 кДж;
г) N2 + 3Н2 —> 2NН3 – 92 кДж.

Используемая литература: И.В.Маркина. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Издательство “Академия развития”, 2008.