Цель: расширить представления о классификации химических реакций.
Задачи:
Образовательная: ввести понятия об экзо- и эндотермических процессах на конкретных примерах; ознакомить обучающихся с выражением экзо- и эндотермических процессов через термохимические уравнения как условные отображения закона сохранения массы и энергии; способствовать формированию познавательного интереса к химии;
Развивающая: продолжать развитие химического мышления; совершенствовать грамотную химическую речь; продолжать развивать умения наблюдать и объяснять химические явления.
Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде; побудить к активной работе мысли.
Тип урока: изучение нового материала с использованием информационных технологий.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Слайд 1. Приветствие. Представление.
2. Фронтальный опрос. Повторение ранее изученного.
- В жизни нас с вами окружает множество
физических явлений и химических реакций. Давайте
вспомним, а с какими типами химических реакций вы
уже знакомы?
- Если несколько веществ образуют одно – это
тип…
Соединение.
Слайд 2.
- Под какими буквами находится реакция типа соединения?
А) и Д).
Слайд 2.
- Проверяем. Молодцы!
- А если, наоборот, из одного вещества –
несколько? Это тип...
Разложение.
- Найдите их на слайде.
Б) и Г).
Слайд 2.
Проверяем. Молодцы!
- А если кто-то встаёт на место другого? Это тип…
Замещение.
- И эта реакция на слайде под буквой?
В)
Слайд 2.
Молодцы! Правильно.
Слайд 2.
- А назовите мне, пожалуйста, регенты в первой реакции.
В первой реакции реагенты – фосфор и кислород.
- Какое количество фосфора и какое количество кислорода участвует в реакции? Определите по коэффициентам.
4 моль фосфора и 5 моль кислорода.
- Какое количество оксида фосфора (V) образуется?
2 моль.
Молодцы!
- А теперь ответьте мне на такие же вопросы по второй реакции.
Во второй реакции реагенты – сера и кислород: серы 1 моль, кислорода 1 моль. Образуется 1 моль оксида серы (IV).
3. Актуализация темы. Новый материал.
Молодцы!
- А как называются реакции взаимодействия веществ с кислородом?
Окисление.
Слайд 2.
- Молодцы!
- А если при окислении выделяется тепло и свет,
как называются такие реакции?
Горение.
Слайд 3.
- Молодцы!
- Так вот, химические реакции проходят либо с
выделением тепла, либо с его поглощением, то есть
с тепловым эффектом. И так, запишем в тетради
число и тему урока.
Внимание на слайд.
Слайд 4.
Запись в тетради: “Тепловой эффект химических реакций”.
- А как по-вашему, что такое тепловой эффект?
Варианты ответов.
А точнее, внимание на слайд.
Слад 4.
Запись в тетрадь.
“Тепловой эффект – это количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции”. Обозначается буквой “ку” и измеряется в килоджоулях.
- А как вы думаете, как называются химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект?
Варианты ответов.
Внимание на слайд.
Слайд 4.
Запись в тетрадь.
“Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называются термохимические”.
Слайд 5.
- Раз уж мы выяснили, что тепловой эффект – это количество теплоты, значит, его можно измерить. И делают это прибором калориметром.
Слайд 6.
- Давайте попробуем назвать реакции с выделением тепла, добавляя соответствующую приставку “экзо”.
Варианты ответов.
Внимание на слайд.
Слайд 6.
Запись в тетрадь.
“Реакции, происходящие с выделение тепла,- экзотермические”
- А как мы можем показать в уравнении, что теплота выделяется?
Варианты ответов.
Внимание на слайд.
Слайд 6.
Запись в тетрадь.
“+ Q”
Слайд 6.
- Запишите примеры экзотермических реакций.
- А теперь давайте проговорим и запишем про
реакции, происходящие с поглощением тепла.
Реакции, происходящие с поглощением тепла, - эндотермические. В уравнениях обозначаются “- Q”.
Слайд 7.
Запись в тетрадь.
4. Рефлексия. Применение полученных знаний в жизни.
- Давайте поразмышляем над следующей информацией.
Слайд 8.
- Сорные куры строят гнёздо из мусора и гниющих остатков растений. В него на определённую глубину они откладывают яйца. Самец время от времени помещает клюв в эту кучу мусора и частично раскидывает её сверху или, наоборот, делает выше. Для чего он это делает?
В гнезде происходит медленное окисление с постепенным выделением теплоты. Птица клювом, как термометром, измеряет температуру в гнезде. Если жарко, самец раскидывает кучу. И наоборот, нагребает её, если прохладно.
5. Домашнее задание.
- Приведите один пример экзо- или эндотермической реакции в природе.
6. Проверка качества усвоенного материала.
- Закройте, пожалуйста, тетради. Сейчас вы работаете на листочках.
В первом задании вам нужно дополнить предложение.
Во втором и третьем заданиях выбрать единственно правильный ответ.
7. Подведение итогов за урок.
Слайд 9.
Выставление оценок. Благодарность за работу на уроке.
ФИ | ФИ | ||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Задание 1. Вставьте пропущенные
слова в определениях: а) Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются _________________________; б) “- Q” – количество теплоты, которое выделяется / поглощается (нужное подчеркнуть) при эндотермических процессах. |
Задание 1. Вставьте пропущенные
слова в определениях: а) “+ Q” – количество теплоты, которое выделяется / поглощается (нужное подчеркнуть) при экзотермических процессах; б) Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются _________________________ |
||
Задание 2. При взаимодействии 1
моль азота и 1 моль кислорода поглотилась теплота
количеством 180 кДж. Описанному процессу
соответствует уравнение а) N2 + О2 —>
2NО; |
Задание 2. При взаимодействии 1
моль азота и 3 моль водорода выделилась теплота
количеством 92 кДж. Описанному процессу
соответствует уравнение а) N2 + 3Н2
—> 2NН3; |
Используемая литература: И.В.Маркина. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Издательство “Академия развития”, 2008.