Цели урока.
Образовательные:
– повторить понятия слагаемого, суммы;
– повторить свойства сложения;
– формировать умения использовать координатный луч для выполнения сложения натуральных чисел;
– формировать умения решать текстовые задачи.
Развивающие:
– развивать навыки сложения натуральных чисел, логическое мышление учащихся и речь, способность делать выводы;
– развивать у учащихся память и внимание.
Воспитательные:
– воспитывать уважение к предмету, друг к другу.
Задачи урока: вспомнить понятия слагаемое, сумма; свойства сложения закреплять и развивать навыки сложения натуральных чисел.
Ход урока
1. Организационный момент
а) Приветствие учащихся.
б) Мотивация к уроку – устный счёт. (Слайд 2)
Задание: выполните действия.
Учащиеся по одному выходят к доске, устно выполняют сложение и щёлкают по соответствующему числу. Правильные ответы устанавливаются на позиции ответов, неправильные – выделяются другим цветом с увеличением.
После этого переходим к следующему слайду, на котором изображены ответы-числа. Одному учащемуся предлагается открыть буквы, спрятанные под этими числами: С, Л, О, Ж, Е, Н, И, Е. Под одним из чисел спрятан пробел, т.е. нет буквы. Учащиеся из этих букв должны составить слово: сложение.
Учитель. Тема нашего урока: "Сложение натуральных чисел и его свойства".
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, а в дневниках домашнее задание: п.2, в. на стр. 35, №231(а, б), 229 (задание записано на доске до начала урока).
2. Работа над темой урока
Учитель. Ребята, а как называют числа, которые складывают? А число, которое получается при сложении этих чисел?
(Слайд 5: 5+3=8)
Назовите слагаемые и сумму.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель может щёлкать по цифрам 5, 3 и 8, на слайде появятся названия.
Ребята, а вы помните, что сложение чисел можно изобразить на координатном луче? Давайте освежим в памяти ранее полученные знания. (Слайд 6)
Учитель. Мы знаем свойства сложения. Давайте их вспомним. (Слайды 7, 8, 9)
Учитель демонстрирует слайды 7, 8 и 9.
Затем устно предлагается учащимся разобрать и решить №192 (Вычислите сумму, выбирая удобный порядок выполнения действий:
а) 385 + 548 + 615; б) 221 + 427 + 373).
3. Физминутка
Учитель предлагает учащимся встать из-за парт и выполнить упражнения.
Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - на лево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.
4. Решение задач и упражнений
1) №184. Купили 3 кг картофеля, 3 кг свеклы, 4 кг моркови, 5 кг яблок, 6 кг капусты, 2 кг груш и 4 кг. Сколько было куплено килограммов овощей и сколько килограммов фруктов?
(Слайд 10)
2) Устный счёт.
(Слайд 11)
После устного счёта проектор выключается.
3) Решение задач, работа в тетрадях.
№185.
Две девочки собирали в лесу малину. Первая девочка собрала 1 кг 250 г. малины, а вторая – на 300 г. больше. Сколько граммов малины собрали две девочки вместе?
1 ученик у доски оформляет решение задачи.
Примеры оформления.
1 способ (рисунок 1)
1) 1 кг 250 г = 1250 г
2) 1250 + 1250 + 300 = 2800 (г)
Ответ: две девочки вместе собрали 2800 г малины.
2 способ (рисунок 2)
1) 1 кг 250 г = 1250 г
2) 1250 + 300 = 1550 (г) – собрала II девочка
3) 1250 + 1550 = 2800 (г)
Ответ: две девочки вместе собрали 2800 г малины.
№191 – два ученика работают у доски, остальные самостоятельно в тетрадях. Затем решения проверяются и обсуждаются.
Учитель. Какое свойство сложение можно использовать в данных примерах для упрощения счёта? (Сочетательное)
а) (457 + 705) + 295 = 457 + (705 + 295) = 457 + 1000 = 1457
б) 554 + (46 + 1425) = (554 + 46) + 1425 = 600 + 1425 = 2025
№205 – 1 ученик у доски, остальные в тетрадях.
Точка В делит отрезок АК на две части. Отрезок АВ равен 27 мм, а отрезок ВК на 30 мм длиннее отрезка АВ. Найдите длину отрезка АК.
У учителя заготовлены дифференцированные карточки, которые можно использовать на данном этапе урока.
Карточка 1.
Вычислите:
а) 135 + 78 + 24
б) 344 + 222 + 56 + 12
Карточка 2
Изобразите на координатном луче сложение:
3 + 5; 3 + 7; 3 + 2; 7 + 3.
Карточка 3
а) 3 419 845 099 + 11 087 609 311
б) 94 029 547 608 + 8 997 684 513
Карточка 4
а) 63 000 768 676 + 51 673 008
б) 3 245 983 754 + 188 976 233 467
5. Математическое лото
Играют парами (двое учеников, сидящих за одной партой).
На каждую парту раскладываются конверты с карточками до начала урока.
В конвертах одна карточка с заданиями:
37 + 18 | 121 + 59 | 15 + 49 |
411 + 35 | 1248 + 36 | 146 + 46 |
и 10 карточек с предполагаемыми ответами, из которых 6 верных, а четыре неверных.
Учащиеся выполняют вычисления в тетрадях, находя карточку с ответом и накладывают лицевой стороной вверх, т.е. числом вверх. Если учащиеся выполнили задание верно, то у них получится:
55 | 180 | 64 |
446 | 1284 | 192 |
Кто выполнил раньше всех, поднимает руку. Учитель предлагает прочитать из полученных цифр два числа (верхнее и нижнее). В нашем случае это числа 5518064 и 4461284192.
6. Итог урока и рефлексия
Учитель. Что мы вспомнили с вами сегодня на уроке? Какое у вас сложилось впечатление от урока? У вас на столах цветные карточки (красная и зелёная), если урок понравился, то поднимите зелёную, а если нет – то красную.
Далее учитель благодарит за работу, делает выводы и выставляет отметки за урок.
Список литературы: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. – М.: Мнемозина, 2010.