Решение проблем экологического образования и воспитания тесно связано с проблемой отбора содержания дисциплины география. Вопрос о том, какое именно экологическое содержание включить в курс географии, должен решиться в зависимости от того, какие географические и экологические знания и умения необходимы молодым людям в практической жизни. Безусловно, необходимо знание основных географических закономерностей, раскрывающих взаимосвязи в природе, а также связи между природой, человеком и экономикой. Без этого невозможно правильно прогнозировать дальнейшее развитие природы и общества.
В настоящее время в географической науке, одной из самых интегрированных наук, интенсивно развиваются так называемые сквозные направления. Важнейшим из них является экологизация, которая заключается в ориентации географических исследований на решение проблем оптимизации взаимодействия общества и природы. Именно курс географии, объединяющий в себе естественное, историческое, экономическое, социальное и экологическое содержание, должен закладывать у учащихся основы научных представлений о взаимодействии между природой, обществом, хозяйством, о принципах рационального природопользования и охраны природы.
На первом курсе техникума изучается экономическая и социальная география мира, студенты знакомятся с хозяйственными, социальными, политическими проблемами мира, всей совокупностью глобальных проблем человечества и прежде всего экологических. Экологическое направление экономической и социальной географии раскрывается путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов. Например, изучение топливно-энергетической промышленности необходимо дополнить материалом об экологических последствиях при разработке месторождений и транспортировке топливных ресурсов, изучение материального производства и хозяйственного освоения территорий, позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды, региональные экологические проблемы.
В процессе формирования экологических знаний на уроках географии целесообразно использовать дополнительную информацию из литературы, журналов, энциклопедий и других источников знаний, что позволяет более глубоко и осознанно изучать экологические проблемы, существующие в том или ином природном комплексе. Проблемы природопользования и охраны природы в некоторой степени носят философский, мировоззренческий характер, так как наблюдается противоречие между необходимостью использования природных богатств человеком и активным воздействием на окружающую среду. Попытаться разрешить эти противоречия можно на уроках разного типа – семинарах, диалогах, конференциях, дискуссиях, лекциях, экологических играх, деловых играх и т.д.