Цели:
- развивать навыки правильной письменной речи учащихся;
- развивать логическое мышление;
- закрепить умение распознавать падеж по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам, совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- воспитывать интерес к учебе;
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор Т.Г. Рамзаева), русские народные сказки, таблицы, карточки, тетради.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к уроку
Игра «Минутка чистописания»
Учитель (У): Элементы, каких букв вы здесь видите?
Дети (Д): Г, д, в
У. Пишем в тетради старательно, аккуратно, красиво.
II. Повторение
– Придумайте слова, которые начинаются с этих
букв. (Гроза, дерево, гром, ведро, волна, дом,
деревня, город, вилка и др.).
– Придумайте имена, которые начинаются с этих
букв. (Галя, Валя, Валера, Диана, Дима, Гена,
Гриша, Денис, Володя).
– Как пишутся имена? (С большой буквы).
– Какие слова ещё пишем с большой буквы? (Название
городов, деревень, сел, рек, клички собак, кошек,
фамилии, отчество и другие)
Индивидуальная работа (учащиеся получают карточки)
1 вариант (детям слабой подготовкой) –
допишите подходящие по смыслу имена
существительные;
2 вариант (детям с сильной подготовкой) –
допишите подходящие по смыслу имена
существительные, укажите их род;
Теплое …, душистая …, звездное …, футбольный …, жаркий …, дружная …, хрустальная …, огромный …, топленое … , интересная …, высокое ….
III. Работа по теме урока
1) У. Сегодня на урок пришли различные сказочные герои. Они принесли с собой разные задания. Первой к нам пришла маленькая девочка Дюймовочка из сказки Г.Х. Андресена «Дюймовочка» (показ рисунка) и принесла первое задание. Прочитайте пословицу с доски, вставляя пропущенные буквы, и найдите проверочные слова.
В . сна красна цв . тами, а осень – пл . дами.
Д. Весна – словарное слово, плодами
– плод, цветами – цвет.
У. А теперь найдите слова, отвечающие на
вопрос кто? или что? (Что? Осень, весна, цветы,
плод).
– К какой части речи относятся эти слова? (К
имени существительному).
– Что обозначает имя существительное? (Предметы).
– На какие вопросы отвечает? (Кто? или Что?)
2) У. Следующим к нам на урок пришла
сказка «Снежная королева» и герои из этой сказки
Кай и Герда (показ рисунка).
Они принесли вот такое задание: вместо
вопросительного знака надо поставить цифры,
чтобы получилось слово и определите род
существительных .
По ? л (подвал – м.р) ? а (сорока – ж.р)
Р ? на (Родина – ж.р) ак ? са (актриса – ж.р.)
Смор ? а (смородина – ж.р) ? я (семья – ж.р )
У. Какого рода бывают имена
существительные? (Мужской род, женский род,
средний род).
– Как изменяются имена существительные? (Бывают
в единственном и во множественном числе).
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети встают.)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо.)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки, потянулись.)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо.)
Солнце утром лишь проснется.
Бабочка кружится, вьется.
3) У. Дальше к нам на урок пришла сказка
«Стойкий оловянный солдатик» и её главный герой (Показ
рисунка)
И он предлагает нам работать по таблице.
Открывайте книги на странице 163. Назовите падежи
русского языка и вопросы. (Ответы детей).
У. Как называется изменение окончаний
имен существительных по вопросам. (Склонение).
Просклоняйте существительные: 1 вариант –
слово книга (устно)
2 вариант – береза (устно).
4) Дифференцированная самостоятельная работа
У. Следующее задание принесла сказка
«Три поросенка» (показ книги).
Они нам предлагают поработать по учебнику.
Откройте учебник на странице 166. Найдите
упражнение 441. Выполняем упражнение письменно.
1, 2, 3 – предложение выполняет 1 вариант. Задание:
вставь пропущенные слова и пропущенные буквы,
подчеркните в предложениях главные члены.
4, 5, 6 – предложение выполняет 2 вариант. Задание:
определите род и падеж имен
существительных, которые являются подлежащими.
(Ученики работают самостоятельно)
IV. Повторение пройденного материала
У. А последним к нам на урок пришла
сказка «По щучьему велению» и также главный
герой этой сказки Емеля. (Показ книги).
Он принес игру «Найди лишнее слово» и, объясните,
почему оно «лишнее»
На доске слова: камень, вода, гриб, бассейн. (Ответы детей).
V. Домашнее задание
1) Упражнение 442. (письменно)
2) Индивидуальная работа: выписать из словаря 5
имен существительных мужского рода, 5
существительных женского рода, 5 – среднего рода.
3) Прочитайте дома сказку, которая вам больше
понравилась.
VI. Итог урока
– Что вы сегодня запомнили на уроке?
– Для кого урок был трудным?
– Кому урок не понравился?
– Кому урок понравился?
(Выставление оценок).