Цель: Продолжить знакомство с синонимами и антонимами
Задачи:
- закреплять и уточнять имеющиеся у детей знания об имени прилагательном;
- обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умение употреблять их в речи;
- расширять словарный запас через введение в речь антонимов и синонимов;
- развивать память;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Карточки с таблицами. Словарь антонимов и синонимов. Смайлики. Мяч.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, я очень рада видеть вас.
Улыбнёмся мы друг другу,
Пожелаем: «В добрый час!»
И учиться снова будем,
Постараемся сейчас!
II.Чистописание.
С Т / / с т
Ст Тс
Старый друг лучше новых двух.
- Слова какой части речи употребляются здесь дважды?
- Что вы знаете об имени прилагательном?
III. Словарная работа.
- Запишем слова под диктовку.
Апте'ка, ноя'брь,тетра'дь, огуре'ц, наро'д, и'ней, мали'на.
[С комментированием] (слайд 3)
IV. Сообщение темы урока.
- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним)
- Найдите антонимы в пословице(старый-новый)
- А теперь посмотрите на таблицу букв на ваших столах. В каждой строке подчеркните букву, которая повторяется 2 раза. Прочитайте слово (синоним) (слайд 4)
а |
е |
г |
м |
с |
т |
р |
в |
ё |
й |
с |
ц |
ю |
ж |
э |
ч |
ш |
и |
щ |
у |
э |
ф |
ц |
и |
й |
ж |
я |
т |
ы |
ъ |
н |
т |
щ |
ф |
ч |
ш |
у |
ж |
ц |
ъ |
ы |
э |
я |
н |
й |
я |
ф |
ы |
о |
ъ |
у |
щ |
о |
э |
ч |
ш |
ц |
т |
ю |
ь |
ч |
н |
т |
ъ |
э |
ж |
н |
ф |
ы |
ш |
я |
щ |
у |
ц |
ю |
й |
ф |
у |
и |
ч |
т |
ы |
и |
ц |
ш |
э |
ж |
щ |
я |
ь |
щ |
м |
я |
ж |
э |
ф |
т |
ы |
ъ |
у |
ч |
ш |
ц |
й |
м |
-Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? (антонимы и синонимы)
V. Работа по теме урока. Антонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов.
А) -Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.
Трусливый, дорогой, здоровый,молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 5)
Б) –Сравните тигра и котёнка (слайд 6)
|
|
|
-По размеру : |
|
|
-По силе: |
|
|
-По характеру: |
|
|
-В зависимости от того, где живёт: |
|
|
- Что мы можем сказать об антонимах?
2. Работа над правилом – стр. 51 (слайд 7)
Один предмет можно противопоставить другому по какому-либо признаку: температуре, цвету, размеру: горячий-холодный, чёрный-белый.
Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.
- Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайды 8 и 9)
Дерево высокое, а куст низкий.
Шарик лёгкий, а тыква тяжёлая.
Грач чёрный, а снег белый.
Чай горячий, а мороженое холодное.
- По какому признаку противопоставлены слова?
3. Самостоятельная работа.
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Длительный |
|
храбрый |
|
искусственный |
|
светлый |
|
расторопный |
|
отечественный |
|
ошибочный |
|
щедрый |
|
(проверка по слайду)(слайд 10)
4. Работа в парах.
- Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка. (слайд 11)
5. Подбор антонимов к многозначным словам.
- Ребята, что такое многозначные слова?
- Подберите антонимы к многозначным словам (устно):
Полный мужчина |
ǁ пустой |
Полный стакан |
ǁ худой |
Мягкий хлеб |
ǁ тяжёлый |
Мягкий шаг |
ǁ чёрствый |
Тонкий лёд |
ǁ грубый |
Тонкая работа |
ǁтолстый |
Мелкий дождь |
ǁ глубокий |
Мелкий ручей |
ǁ частый |
- Подберите антонимы, учитывая многозначность слов:
Открытое окно -
Открытый человек -
Открытая вражда -
Мягкий свет -
Мягкий воск -
Мягкая зима -
Резкий звук -
Резкое слово -
Острая пила -
Острое зрение -
VI. Физкультминутка: (с музыкальным сопровождением) (слайд 12)
1. Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем!
2. Игра в мяч.
-Я бросаю одному из учеников мяч, называя при этом слово. Ученик возвращает мяч, называя к слову антоним.
VII. Работа по теме урока. Синонимы.
1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (упражнение 482) (слайд 13)
- Сравни между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?
- Большой, огромный, громадный, гигантский.
- Маленький, малюсенький, крошечный.
- Крутой, обрывистый, отвесный.
- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)
2. Работа над правилом - стр.52 (слайд 14)
Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы:смелый, храбрый.
3. Узнайте животных по описанию: (слайд 15)
Трусливый, боязливый, несмелый…(заяц)
Хитрая, лукавая, плутоватая…(лиса)
Злой, сердитый, коварный…(волк)
Неуклюжий, неловкий, косолапый…(медведь)
- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.
Звери живут в густом непроходимом лесу.
- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.
Живут (где?) в лесу.
В лесу (каком?) густом непроходимом.
4. Работа по таблице. (слайд 16)
- Ребята, увас на столах таблицы. Прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу: под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимического ряда – знак «-»:
- Смелый, храбрый, мужественный.
- Глупый, неумный, недалёкий.
- Добрый, жадный, щедрый.
- Вечный, бессмертный, временный.
- Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
5. Работа в парах.
- Составьте из слов синонимические ряды:
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На слайде «собираются» цветы]
- Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные). (слайд 17)
VIII. Работа со словарём. (слайд 18)
- Существуют словари синонимов и антонимов. Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.
[Учитель демонстрирует словарь]
- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие. (слайд )
- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.
Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.
- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. [Ученик читает статью на стр. 397]
- Найдите антонимы к слову серьёзный. [Ученик читает статью на стр. 478]
IX. Закрепление.
1. Выполнение теста.
- Выполним тест «Верно-неверно». Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак «-» - под номером того предложения, в котором высказывание неверно. (слайд 19)
- Синонимы - это слова, близкие по значению и относящиеся к одной части речи.
- Синонимы - это слова с противоположным значением.
- Синонимический ряд могут составлять слова разных частей речи.
- К слову можно подобрать только один синоним.
- Многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов.
- Фразеологические обороты не могут иметь синонимов.
- Синоним можно подобрать к любому слову.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам» (слайд 20)
Слово |
Синоним |
Антоним |
знойный |
|
|
быстрый |
|
|
скрытный |
|
|
древний |
|
|
тяжёлый |
|
|
пустой |
|
|
X. Итог урока.
- Что такое синонимы и антонимы?
- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?
Оценивание.
- Возьмите со стола тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и прикрепите его на доску. (слайд 21)
Домашнее задание:
- Упр. 483
- Подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.
Литература
- Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль: Академия развития.2001.
- Словарь синонимов и антонимов для школьников/сост. О.А.Михайлова.-Екатеринбург: У-Фактория.2007.