Общие представления о песочной терапии.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка». Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении подростка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок, построений на подносе с песком.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия одинаково успешно применяется как при работе с детьми, так и при работе с взрослыми.
В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. Идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована Маргарет Ловенфельд в 1930 годах. М. Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира». Техника «построения мира» была взята из «теста мира». В 1950-х годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф, изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую «Песочную терапию», ставшую в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Д.Кальфф изначально использовала песочную терапию с детьми, а затем и с взрослыми людьми. Д.Кальфф положила в основу своего подхода к песочной терапии теорию К.Г. Юнга.
Сегодня метод песочной терапии используют в арт-терапии, гештальт-терапии, когнитивно-поведенческой и семейной терапии, в детском психоанализе.
Песочная терапия – это дополнение к другим видам терапии. Визуализация, психодрамма, работа с телом и движением, гипноз и т.д.
Юнгианская песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартного размера и большого количества миниатюрных предметов.
Отличие арт-терапевтической практики работы с песочницей от традиционного варианта юнгианской песочной терапии «заключается также в возможности использования фокусирующих техник, связанных с работой на выбранные темы. Они могут быть связаны с запросом или актуальной проблемой несовершеннолетнего.
Существенное отличие от традиционного варианта юнгианской песочной терапии заключается в использовании интерактивных игр и упражнений.
Применение фокусирующих техник, связанных с песочной терапией на определенную тему и нередко бывает обусловлено неуверенностью и повышенной тревожностью несовершеннолетнего. В условиях краткосрочной терапии, психолог иногда может применять тематический подход.
Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии.
Данный метод позволяет:
- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
- Способствует регрессу несовершеннолетнего к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
- Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
- Диагностические:
- Коррекционные;
- Терапевтические;
- Творческого развития.
Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов - психологов, дефектологов, педагогов.
Показания к песочной терапии.
Песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда подросток специально направлен для процедуры песочной терапии.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если несовершеннолетний:
- Направлен к психологу специально для работы;
- Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
- Ограничен в проявлении своих чувств;
- Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
- Имеет психологическую травму;
- Имеет проблемы в принятии решения;
Песочную терапию нельзя проводить если несовершеннолетний:
- Характеризуется повышенной возбудимостью;
- Есть обсессивно-компульсивный синдром (невроз навязчивых состояний);
- Уровень тревожности подростка очень высок.
- Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
- Кожные заболевания и порезы на руках.
Символизм на песке.
Символизм ландшафта песочной картины,
Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту подростка. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д.
Ландшафт является отражением событийного и сенсорного опыта.
Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.
В песочной терапии при работе с несовершеннолетним можно использовать сказки, легенды, мифы, притчи. Данный дидактический материал подбирается в зависимости от проблемы. Сюжет должен быть понятен, не зависимо от возрастной группы. В коллекции психолога должно быть несколько заготовок притч, метафор, сказок. В ходе работы их можно соединять в одну единую метафору. Одна метафора может плавно переходить в другую.
Рассказ о песках.
Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:
- Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!
Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.
- Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.
- Но как это может произойти?
- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…
Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?
- Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.
- Но как я могу проверить это?
- Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.
- Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?
- Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.
Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.
И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.
- Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.
Река узнавала, а пески шептали:
- Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.
Вот почему говорят, что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.
(притча Адриса Шаха)
Коллекция миниатюрных объектов.
Для песочной терапии должен быть большой выбор миниатюрных объектов, т.к. фигурки будут символами сознательных и бессознательных процессов подростка.
Кроме миниатюрных фигур в кабинете должны быть следующие материалы: ткань, нитки, тесьма, глина, пластилин, цветная бумага, маркеры, чтобы ребенок мог создать свой объект, создать, то чего нет в коллекции.
В коллекции должны быть миниатюры-символы, привлекательные и непривлекательные; прекрасные и ужасные; символы добра и зла, гармонии и абсурда.
Коллекция должна быть представлена объектами различных размеров, цветов, структур и материалов.
Они должны быть:
- Большие и крошечные;
- Бесцветных и ярких цветов;
- Прозрачные и непрозрачные;
- Сделанные из разных материалов: металла, стекла, глины, древесины и пластмассы.
Символизм миниатюрных фигурок, выбранных для песочной картины
Фигурки, выбранные на поле, символизируют то, что человек имеет на сегодняшний день. Самым главным, основным считается то, что сам автор думает по поводу выбранных фигурок.
Важно помнить и понимать, что, сколько людей столько и импровизаций может быть.
Песочное поле в кабинете психотерапевта и множество фигурок дают человеку возможность заглянуть в свое внутреннее пространство. Проходя мимо тысячи фигурок, человек возьмет в руки только те, которые для него актуальны здесь и сейчас.
Семейная песочная терапия.
Песочную терапию, возможно, использовать в семейной психотерапии. При решении семейных проблем психолог может предложить подростку или семье, которая пришла на прием выбрать фигурки тех животных, которые подходят для каждого члена семьи, и создать на песочном поле композицию из них.
Выбирая фигурки животных, человек навешивает на них ярлык, или метафору, которая дает точное понимание того, что происходит в семье подростка. Опираясь на метафору, психолог проводит психотерапевтическую работу.
Детская песочная психотерапия.
Ребенку предлагают поиграть, используя песок и игрушки. Они чаще всего создают из мокрого песка формы. Для детей разговоры и размышления над картиной не имеют такого значения, как для подростка или взрослого. Для них важнее сам процесс игры и строительства.
Джон Аллан выделяет общие стадии игры с песком у детей:
«Хаос», «Борьба», «Исход».
При работе с детьми часто вводятся правила, которые не нужны при работе с взрослыми, ограничивается или увеличивается время сессии песочной терапии, допускается или специально организуется присутствие родителей или значимых взрослых на занятии.
В отдельных случаях, в зависимости от решаемых проблем, предлагается построение мира совместно ребенка и родителя.
Дора Калльфф выделила некоторые возрастные аспекты в выборе миниатюр:
В возрасте до 6-7 лет у детей преобладают растения и животные, натуральные предметы.
К 11- 12 годам все чаще появляются люди и темы конфликтов и сражений.
У детей старше 12-13 лет начинают возникать сцены, отражающие реальную жизнь, мечты о будущем, абстрактные картины.