Комплексное занятие в старшей группе для детей с задержкой психического развития, с элементами методики "Рисование веревочкой" по теме "Морской мир"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели: упражнять детей в  использовании  предлогов в, под, на, у, усвоении притяжательных прилагательных, подборе определений к словам, учить составлять сложносочинённые предложения с союзом а,  согласовании существительных с числительными, уточнять и расширять словарь детей по теме «Морские обитатели»

Коррекционно-развивающие цели: учить понимать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, упражнять в умении  самостоятельно воспринимать и воспроизводить эмоции, тонкую моторику кистей рук,

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать умение доводить начатое дело до конца, интерес к игровому взаимодействию с взрослым.

Оборудование:  картина «Как дельфин помог Тане», схематические фрагменты частей тела морских обителей, пиктограммы для мимического упражнения, иллюстрации: рыба- луна, кит, морская звезда, скат, угорь, светящаяся рыбка, акула, дельфин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к морю. Для того, чтобы приобрести билет на самолёт,  необходимо внимательно посмотреть на рисунки частей тела морских обитателей на магнитной доске и назвать, чья это часть тела.

Проводится игра  «Чей, чья, чьё?».

Дети выполняют задание, по окончании выбирают себе верёвочки различной длинны и цвета.

Выполнение упражнения на развитие мимических мышц «Ну-ка повтори!».

Дети меняют выражение лица по пиктограммам.

Игра «Самолёты» – выполнение упражнения для развития мышц языка «Лошадка» в быстром и замедленном темпе, по окончании отработка дрожания языка «Тр-р-р». Самолёт приземлился на берегу океана. Логопед читает стихотворение, одновременно выкладывая на магнитной доске:

Лежит подводная страна
Глубоко под водой,
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой,
А чтобы скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Светящиеся  рыбы.

Е. Серова.

Для того, чтобы познакомится с морскими обитателями поближе, можно пройти по берегу моря и выполнить работу с верёвочками или выполнять задания в из конверта. Дети делятся на две подгруппы.

Игра «Расскажи,  где находится морской обитатель?»

Логопед предлагает посмотреть картину и рассказать, где находится морской обитатель. Дети перечисляют: акула находится под водой, морская звезда на морском дне,  светящаяся рыбка находится у морского дна, дельфин выпрыгивает из воды и т.д.

Игра «Кого не стало?»

Логопед просит детей  внимательно рассмотреть местоположение каждого обитателя на магнитной доске. Детям предлагается закрыть глаза, в это время рыбу убирают, просят назвать кого нет:  не стало морской звезды, не стало кита, не стало светящейся рыбы, не стало дельфина, не стало акулы, не стало угря и т.д.

Игра « Расскажи, какой»

Логопед предлагает детям вспомнить и подобрать определения: Какая морская звезда, какой кит, какой угорь? Дети отвечают: кит большой, красивый, чёрный, настоящий; рыбка маленькая, разноцветная, светящаяся и т.д.  Детям  предлагается сравнить морских обитателей:

Кит большой, а рыбка….маленькая.
Звезда колючая, а дельфин… гладкий.
Угорь длинный, а рыбка … короткая.

Дети второй подгруппы выполняют рисование верёвочкой по предложенной схеме изображения дельфина. Для этого вы подберите цвет бархатной бумаги такой, чтобы он сочетался с  цветом выбранной вами верёвочки. Как вы расположите бархатную бумагу (вертикально или горизонтально?)  Какой формы будет дельфин на рисунке? Какие части тела у дельфина?

Пальчиковая гимнастика «Дельфин»

Дельфин плавает в воде,
Ему весело играть.                                  (ладони сложены вместе, движения руками).
Ах, дельфин, ты озорник                        (грозят пальцем)
Мы хотим тебя поймать.
Дельфин спинку изогнул,                       (проказ движения сомкнутыми ладонями)
Крошку  хлебную глотнул,                     (хватательное движения ладонями)
Ребятам хвостиком махнул,                    (плывущие движения сомкнутыми ладонями)
Вглубь, домой, к себе нырнул.

Воспитатель показывает, как правильно выложить рыбку, нанести клейстер по контуру трафарета и приём наклеивания цветной верёвочки. Дети выполняют задание самостоятельно.

Звучит корабельный колокол, что является сигналом к логоритмическому упражнению для всех детей «На море»:

На море штиль и тишина,                               руки совершают плавные встречные движения,.
Одна лишь лодочка видна,                             имитируя движения рук дирижёра в оркестре.
Вдруг появляется волна,
Вода прозрачна, зелена,
качает лодочку она.

После выполнения задания дети двух подгрупп меняются местами. По окончании работы дети собираются в один круг.

Игра «Скажи сколько»: детям предлагается сложить названное число дельфинов и назвать, сколько дельфинов стало: два дельфина, три дельфина, четыре дельфина, пять дельфинов, и т.д.

Рефлексия «Узелки»: дети завязывают узелок на верёвочке и проговаривают запомнившиеся этапы занятия.