Цели: усвоение понятий, связанных со строением сердца, работой, регуляцией работы сердца, гигиеной; формирование умений подсчета пульса, измерения АД; развитие мышления, воспитание бережного отношения к здоровью.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблица: “Кровообращение”, “Вред курения” “Работа сердца”, “Сердечный цикл”, модель сердца, тонометр, фонендоскоп, указка, цветные мелки, магниты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка знаний учащихся.
Еще во времена китайских династий, правивших пару веков до нашей эры, в 18 томном трактате “Хуанди Нейцзин” (“Простые вопросы”) указывалось, что сосуды сообщаются между собой по кругу, в котором не начала и нет конца. Кровь циркулирует непрерывно, а “Сердце хозяйничает над кровью”.
Работа у доски.
Строение и функции кровеносных сосудов. Круги кровообращения.
Рис. На доске:
А
Б
В
Табл. “Кровообращение”.
Работа по карточкам.
2 человека.
№ 1. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает на предплечье жгут и предлагает сжимать руку в кулак и разжимать. При этом вены набухают и становятся четко обозначенными. Почему это происходит?
Стр. 64. № 108. Р.Д. Маш “сборник опытов и заданий. Человек и его здоровье”.
№ 2. Почему при реанимации человека обогащенную кислородом кровь донора направляют в аорту против естественного тока крови?
Стр.61.№100(2) Р.Д. Маш.
Задача классу.
Казаков В.Н. №315 стр.220
Если змею долго держать в вертикальном положении (головой вверх), то через несколько часов она погибает.
Объясните причину этого.
У арабских философов X- XI веков есть указание, что душа располагается в сердце. Считалось, что раз сердце останавливается, значит, душа его покинула. И в наши дни душа и сердце являются зачастую синонимами.
То есть сердце предстает центром, собирающим все радости и невзгоды, соединяющим человека со всем миром.
Прочитайте эпиграф на доске.
1. “Вы, конечно, очень цените в человеке чувство? – Прекрасно! – так цените же и этот кусок мяса, который трепещет в его груди, который вы называете сердцем и которого замедленное или ускоренное биение верно соответствует каждому движению вашей души”.
В.Г. Белинский.
2.
“О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревог,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!…
Ф. Тютчев.
3. “Сие изящное строение сердца с приходящими к нему жилами служит единственно к пробуждению кровообращения”.
Карл Линней.
Сердцу – этому анатомическому объекту – издревле поклонялись, его воспевали и проклинали.
Около 20 тыс. лет назад на стене в пещере Альтамиры (Испания) был изображен мамонт, месторасположения сердца которого помечено красным цветом. Полагают, что именно это изображение явилось первым анатомическим рисунком. Не исключено, что дело тут в некоем магическом ритуале – поклонении столь необычному органу.
По-гречески: сердце – kardia , отсюда и
“кардиология”.
По-латыни: cor. Но кор – это еще и “душа”, “дух”,
“рассудок”.
Ледяное – у Кая в “Снежной королеве”.
Король Лир (про дочь Регану): “Исследуйте, что у
нее в области сердца, почему оно “каменное”?
У Шекспира можно прочитать, что есть “мохнатое” сердце.
Заблуждений, касающихся строения сердца было великое множество до тех пор, пока в учебниках всех уровней не закрепилось, что имеем мы два предсердия и такое же количество желудочков.
Ответ учащегося: Строение сердца.
Таблица “Строение сердца”.
Дополнительный вопрос:
Беркинблит М.Б. Стр. 19
Один из типов пороков сердца связан с наличием отверстия между правым и левым предсердиями. Почему этот дефект строения сердца опасен для человека?
Вопрос классу:
Беркинблит М.Б. Стр. 15 № 6-6
Зачем нужно разделение сердца на предсердие и желудочки?
Как почти всем известно, величина сердца примерно равна кулаку. Но про доброго человека мы говорим, что у него “большое сердце”.
У разных народов сердце не только признавалось главным органом тела, но и
- заведовавшим выделением пота (Древний Китай);
- приписывали ему функцию пищеварения (Китай);
- функцию дыхания (кеты / енисейцы);
- образования крови (Аристотель);
- орган, через который проходит моча (Египет).
Сейчас мы знаем, как работает сердце и какие функции выполняет.
У будущего ребенка, у эмбриона подергивание сердца зафиксировано с 21-х суток. А ведь в это время в закладке сердца нет ни нервов, ни коронарных сосудов.
Ответ учащегося: Работа сердца. Сердечный цикл.
Таблицы: “Систола предсердий”, “Систола желудочков”, “Диастола”.
Вопрос классу:
Беркинблит М.Б. Стр. 15 № 6-8
Почему в течение сердечного цикла сердце отдыхает всего 1 раз (во время фазы общего расслабления – диастолы)? Не лучше ли было бы “сделать” еще одну паузу для отдыха (например, между сокращениями предсердий и желудочков)?
Вся сложная деятельность сердца возможна лишь потому, что орган этот мышечный. Гален считал, что двигателем является не мышца, а “жар”. Платон же уверял, что колотится сердце из-за кипения страстей. Время меняет оценки.
Ответ учащегося: Автоматизм. Регуляция работы сердца.
Таблица “Проводящая система сердца”.
Модель сердца.
Нагрузкой сердца обусловлена интенсивность кровоснабжения стенок сердца.
На поверхности стенок сердца видны коронарные, или венечные сосуды, то есть следующие по кольцу. Символ неразрывности и непрерывности. Кровоток по коронарным сосудам обилен, ведь нагрузка так велика!
Микроскоп позволил установить наличие в одном квадратном миллиметре сечения миокарда свыше 3-х тысяч кровеносных капилляров.
Когда сердце нормально функционирует – это знак благополучия и счастья, т.е. человек здоров.
А какие простейшие исследования мы можем проводить, чтобы проверить состояния сердечно-сосудистой системы?
“Доктор” (ученик класса) Пульс. Измерение артериального давления.
Вопрос врачу.
Демьянков Е.Н. Стр. 29 № 282
Существуют сосудосуживающие и сосудорасширяющие лекарства. Определите, какое лекарство следует давать больному, у которого наблюдаются спазмы сосудов сердца.
Ответ учащегося: Работа сердца тренированного человека и нетренированного.
Ответ учащегося: Влияние алкоголя и никотина на сердечно-сосудистую систему.
Вопрос классу.
Демьянков Е.Н. Стр. 303 № 31
Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение, что при возникновении болей в области сердца нужно выпить рюмку коньяка, т.к. он расширяет сосуды, и боли прекратятся. Докажите опасность подобного мнения.
III. Итог. Объявление оценок.
Домашнее задание.
- Задача. Казаков В.Н. стр. 220, № 315. Как должна была бы измениться работа сердца, если бы гемоглобин не содержался в эритроцитах, а был растворен в крови?
- Повторить строение и функции сосудов и сердца, т.к. на следующем уроке будет проверочная работа – тест.
- Принести небольшой бинт.