Цели урока.
Образовательные: обобщение знаний по теме: “Обыкновенные дроби”.
Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учёбе.
Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления, взаимосвязи математики с другими науками.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Программа: по УМК “Математика 5” Н. Виленкин и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Мотивационная беседа.
Как вы думаете, зачем нужно изучать математику? В переводе с греческого слово “Математика” - знание, наука. Именно поэтому, если человек хорошо знал математику, то это всегда означало высшую степень учености. А умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы вы сегодня показали, насколько вы мудры и насколько вы знаете математику.
II. Сообщение темы и цели урока.
1. Беседа о слове “дробь”.
А теперь хотелось бы вспомнить с вами о лексических значениях слов. Об этом говорилось вам на уроках русского языка. Слово называется многозначным, если у него несколько значений. Если поразмышлять над словом “дробь”, то нетрудно догадаться, что у него несколько значений: охотничья дробь, барабанная дробь, обыкновенная дробь - и только это слово является математическим.
III. Устный счет.
1. Расположите эти дроби по возрастанию
; ; ; ; ; ; ; ; ;
Правильный ответ: ; ; ; ; ; ; ;; ; .
IV. Фронтальный опрос.
Какие дроби называются правильными?
Какие дроби называются неправильными?
Как сравнить обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем?
Как сравнить обыкновенные дроби с одинаковым числителем?
Что означает дробная черта?
У каких дробей можно выделить целую часть?
Представьте любое натуральное число в виде дроби.
сутки это сколько часов?
часа это сколько минут?
минуты это сколько секунд?
Как мы находим дробь от целого?
Как мы находим целое, если известны дробь и ее значение?
Как из неправильной дроби выделить целую часть?
V. Индивидуальная работа (по карточкам).
Карточка №1.
1. Сравните дроби:
a) ; в) 1 ;
б) ; г) ;
2. Напишите три правильные дроби со знаменателем 7 и три неправильные дроби со знаменателем 6.
3. В школу привезли 240 парт. Ребята расставили по классам всех парт. Сколько парт расставили?
Карточка №2.
1. Сравните дроби:
a) ; в) 1 ;
б) ; г) ;
2. Напишите три правильные дроби со знаменателем 8 и три неправильные дроби со знаменателем 7.
3. В школу привезли 240 парт. Ребята расставили по классам всех парт. Сколько парт расставили?
Карточка №3.
1. Сравните дроби:
a) ; в) 1 ;
б) ; г) ;
2. Напишите три правильные дроби со знаменателем 5 и три неправильные дроби со знаменателем 9.
3. В школу привезли 240 парт. Ребята расставили по классам всех парт. Сколько парт расставили?
VI. Работа по дидактическому материалу. (Стр. 91, 92)
1. Коллективная работа. №182, 183, 184 (письменно в тетрадях)
VII. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
VIII. Самостоятельная работа.
Вариант – 1. № 185, 189, 191.
Вариант – 2. № 186, 195, 197.
IX. Тестовая работа
1. Воспроизведение интерактивной линии по данной теме. (ЦОР, УМК МАТЕМАТИКА 5-6кл. http://mathvaz.ru)
X. Итоги урока.
1. Какие бывают дроби?
2. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями
3. Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?
4. Какая дробь всегда больше?
XI. Домашнее задание.
А). №1077. Составить задачу на нахождение дроби от целого.
Б). №1077. Составить задачи на нахождение целого по его части и на нахождение дроби от целого.
XII. Резервные задания.
№1. Найдите лишнюю дробь:
а)
б)
№2. Решите задачу.
Липа мелколиственная живёт в лесу до 400 лет, а в городских условиях её жизнь составляет . Сколько лет может прожить липа в городе?