1 ученик:
Уважаемые гости,
Дети и родители!
На праздник к первоклассникам
Дружно заходите!
Занять места поближе поспешите,
На нас первоклашек посмотрите!
2 ученик:
Прозвенел звонок веселый,
Но ребят сегодня в школу
Собрал совсем не на урок
Неугомонный наш дружок.
Здесь сегодня праздник у нас
С Азбукой мудрой
Прощается класс!
3 ученик:
С этой книгой самой первой
Подружилась детвора,
Изучали терпеливо
Буквы все от «А» до «Я»
4 ученик:
Научились мы читать,
Буквы в прописях писать,
И слова делить на слоги,
Предложенья составлять!
5 ученик:
Посмотрите-ка на нас:
До чего хорош наш класс!
Молодцы как на подбор!
Но продолжим разговор.
6 ученик:
К нам на праздник сюда
Идет Азбука сама.
В гимназию она спешит,
Чем еще нас удивит?
(Звучит музыка, входит «Азбука»)
Азбука:
Здравствуйте, мои друзья!
Встрече с вами рада я!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте дорогие гости!К вам я пришла издалека
Моя «Грамматика – страна»
Всем известна с давних пор!
Будь то летчик иль монтер,
Доктор, космонавт, учитель,
Тракторист, моряк, водитель –
Все когда-то в первый раз
Посещали первый класс!Все они со мной дружили,
Буквы разные учили,
Книги детские читали
И рассказы составляли.Ваши гимназисты также
Со мной дружили много дней.
И скажу о самом важном:
Трудиться было им не лень.
Друзей здесь верных я нашла,
А сегодня к ним сюда
Попрощаться вот пришла!Я вас старалась научить
Читать, писать и в дружбе жить.
Умнели ж вы день ото дня
И этим радовали вы меня.Хочу спросить я первый класс,
Сколько ж грамотных у вас?
Дети:
25 нас детей
Читали, писали каждый день!
Азбука:
Как я за вас, детишки рада!
Большая для меня отрада
Услышать эти вот слова.
Трудились значит мы не зря.
Но мне в этом помогали
Мои верные друзья.
Со мною вместе каждый день
Они к вам приходили,
Задания давали вам,
Играли и шутили.
Помогал мне на уроках
С вами буквы изучать.
Вас смешил и забавлял
Головоломки задавал
Человечек с носом длинным.
Он зовется: …
Дети: Буратино!
Азбука:
Верно! Буратино!
И еще один герой
В огромной шляпе голубой.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
Дети: Незнайка!
Азбука:
С ними вы играть любили? (Да!)
Думаю, что не забыли? (Нет!)
7 ученик:
Конечно, нет!
Но где ж они?
Что к нам на праздник не пришли?
Азбука:
Сама не могу, друзья, понять,
Что могло их задержать.
Сходи-ка, мальчик, посмотри,
Не сбились ли они с пути.
(Ученик идет к двери, заглядывает)
Буратино:
Скорей же, Незнайка!
Скорей же, скорей!
Что ты застрял там
У самых дверей!?
На праздник и так опоздали!
Забыл, что Азбуке мы обещали?
Незнайка:
Ты, Буратино, меня не брани,
А лучше ко мне подойди! Помоги!
(Пытается сдвинуть с места огромную сумку)
Азбука сумку свою позабыла,
Наверно, на праздник очень спешила!
Буратино:
А я эту сумку и не заметил.
Наверное, там учебники новые
Для первоклашек еще незнакомые.
Хорошо, что, Незнайка, ты ее приметил!
Ох! Ну, и поклажа! Тяжела!
Как же дотащил ты ее, друг, сюда?!
Незнайка:
А мне помогали ветерок
И пушистый снежок.
А здесь от дверей
Дотянул уж, как смог!
(Втягивает сумку, вытирает «пот» со лба)
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте уважаемые гости – родители!
Вы уж, пожалуйста, нас извините!
Но дайте скорей нам ответ:
Сюда мы попали или нет?
Буратино:
Здесь ли самый первый класс?
Праздник «Прощание с Азбукой» у вас?
8 ученик:
Ну, конечно, у нас!
В сборе весь наш первый класс!
Незнайка:
Значит, мы сюда попали!
Простите нас, что опоздали!
Буратино: Давно ли праздник начался?
9 ученик: Да прошло уж полчаса!
(Незнайка и Буратино переглядываются)
Оба: Полчаса?
Незнайка: Вот досада! Вот беда!
10 ученик:
Не переживайте так, друзья!
Праздник хоть и начался,
Но самое главное еще впереди,
А все неурядицы уже позади!
Азбука:
Давно вас жду, волнуюсь я!
Что произошло, друзья?
Я же вас предупреждала,
Строго-строго наказала
Прийти ровно в точный срок
На наш праздничный урок.
Где вас это задержали,
Что вы на праздник опоздали?
Что же с вами приключилось?
Объясните, что случилось!
Незнайка: Что случилось!?
Буратино:
Что случилось, что случилось!
С печки Азбука свалилась!
(Показывает книгу)
Больно вывихнула ножку
Прописная буква «эМ»,
«Г» ударилась немножко,
«Ж» рассыпалась совсем!
Незнайка:
Потеряла букву «Ю»
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик «У»
Буратино:
«эФ», бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву «эР» перевернуло,
Превратило в мягкий знак!
Незнайка:
Буква «эС» совсем сомкнулась,
Превратилась в букву «О».
Буква «А», когда очнулась,
Не узнала никого!
11 ученик:
Вот несчастье, вот беда!
Очень просим вас, друзья,
Отзовитесь дружно,
Помочь буквам нужно!
12 ученик:
Выходите быстро в круг!
Тот, кто нашим буквам друг.
Элементы букв найдите,
Вместе их соедините!
Игра «Помоги буквам»
Азбука:
Ай, да, ребята-удальцы!
Что тут скажешь?
Молодцы!
Буратино:
Еще случилась неприятность
В городе у нас!
Азбука:
Что еще там? Объясните!
Слушаю я ваш рассказ!
Незнайка:
Всем известно буква «Я»
В Азбуке последняя.
А известно ли кому
Отчего и почему? Неизвестно?
Все: Неизвестно!
Буратино: Интересно?
Все: Интересно!
Оба: Ну, так слушайте рассказ.
Сценка «Буква «Я»
Автор: Жили в Азбуке у нас
Буквы.
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»
Буква «Я»:
Я – главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Все: Встань на место!
Автор: Отвечает:
«Я»:
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной – недоразумение!
Автор:
Тут вся азбука пришла
В огромное волнение.
«Ф»: Фу-фу-фу!
Автор:
Вздохнуло «эФ»
От обиды покраснев.
«С»: Срам!
Автор:
Сердито «эС» сказало.
«В» кричит:
«В»:
Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может я и сам предлог!
Автор: Проворчала «П»:
«П»:
Попробуй!
Потолкуй с такой особой!
«Ь»: Нужен к ней подход особый!
Автор:
Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.
«А, О, И, Е»: Тише, буквы! Стыдно, знаки!
Автор: Закричали гласные.
«А, О, И, Е»:
Не хватало только драки,
А еще согласные!
«А»:
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
«О»:
Буква «Я» сама поймет.
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед?
«И»:
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бе», ни «ме»!
«Е»:
Ой! Смотрите!
«Я» затопала ногами!
«Я»:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись
И ответил дружный хор:
Все: Хорошо идем на спор!
Гласные:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
«Я»:
Чтобы я, да не сумела?
Я ж ни кто-нибудь, а … «я»!
«Ф»:
Буква «я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела и кряхтела,
И потела – написать она сумела
Только:
Все: Я, Я, Я, Я, Я…!
Автор: Как зальется буква «Ха»:
«Х»:
Ха-Ха-Ха! Ха-Ха-Ха!
Уморила ты меня!
Что читать тут?
«Я, я, я!» Ой, умираю! Ха-ха-ха!
«С»:
«О» от смеха покатилось,
«А» за голову схватилась,
«В» схватилось за живот…
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет!
«Я»:
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!
Автор: Что ж решил весь алфавит?
Все: Если хочет, пусть стоит.
«В»:
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
«П»:
В том, что все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.
«Ъ и Ь»:
Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Все: Помнить место буквы «Я»!
Автор:
Поучительный рассказ!
Мудрости он учит нас:
Среди друзей не задаваться,
Никогда не зазнаваться.
Азбука:
Ах! Какие беспорядки!
Ах! Как я возмущена!
Но надеюсь, что порядок
Вы навели там без меня?
Буратино:
Буквы все угомонились,
Споры быстро прекратились.
Незнайка:
Так знаки препинания
Устроили собрание!
Даже вот Грамматику
Пришлось нам вызывать,
Чтоб знаки успокоить,
К порядку их призвать.
(Музыка)
Грамматика:
Я строгая Грамматика –
Наука непростая.
Даже Математика
Мне в споре уступает.
Во всем порядок я люблю
И крикунов не потерплю!
Вы только посмотрите,
Вниманье обратите!
Там на последней строчке,
У последней точки
Собралась компания
Знаков препинания.
Автор:
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
Восклицательный знак: Ура! Долой! Караул! Разбой!
Автор:
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Как?
Автор:
Прибежали запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
Запятые:
Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой:
Если нет над вами точки,
Запятая знак пустой!
Автор:
Отозвалась с той же строчки
Тетя «Точка с Запятой»!
Двоеточие, мигая,
Закричало:
Двоеточие:
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой!
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу!
Многоточие: Нет!
Автор:
Сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,
Многоточие:
Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие …
Автор:
Вопросительный знак
Удивился:
Вопросительный знак: То есть как?
Автор:
Восклицательный знак
Возмутился:
Восклицательный знак: То есть как?!
Точка: Так! Конец всем спорам! Точка!
Автор:
Сказала маленькая точка,
Точка-одиночка!
Точка:
Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас!
Автор:
Так знаки препинания
Закончили свой спор,
Но всем нам в назидание
Продолжим разговор:
Не надо спорить, кто важней,
Не надо зазнаваться,
А лучше вместе поскорей
За дело дружно взяться!
Грамматику сполна освоить
И не придется тогда спорить!
Азбука:
Беспорядок не люблю
И виновных накажу!
Будет всем большой урок!
Разберусь я, дайте срок!
Не хочу, чтоб малышам
Такой пример вот был бы дан!
Грамматика:
А у наших у ребяток
В прописях везде порядок? (Да!)
Хотим послушать мы сейчас
Первоклассника рассказ.
Первоклассник:
Рассказать хочу всем вам,
Как я буквы изучал,
Из них и слоги составлял,
Как читал их и писал,
Что на уроках я о буквах
Необычное узнал:
Дружат гласные с согласной,
составляя вместе слог.
«Ма» и «Ша» – «Ма-ша»!
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе: «ты-ква»,
«Со» и «ва» читай : «со-ва»!
Чтоб быстрей и лучше было,
Читать нужно по слогам:
«Ма-ма мы-ла Ми-лу мы-лом.
Ма-ша ва-рит ка-шу нам».
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый,
У всех ответ готов.
Читаем мы слогами и целыми словами.
А скоро будем книги толстые читать,
Чтобы про все на свете
Могли бы наши дети
Из книг этих узнать!
Грамматика:
А вы умеете, ребята,
Слова из слогов составлять?
Кто смелый? Выходи, однако,
Свои уменья показать!
Давай проведем еще одно состязание –
Веселое соревнование!
Азбука:
А заключается игра
В том, что из слогов слова
Нужно вместе нам собрать,
А потом их прочитать.
Вот слогов целый ряд,
Разбирайте все подряд.
По сигналу: раз, два, три!
Пару быстренько найди!
(Музыка)
Игра «Составь слово»
Азбука:
Молодцы, мои друзья!
Вы не подвели меня!
А теперь прочтите быстро
Эти важные слова!
(Дети читают)
Вижу, что трудились мы не зря!
Как ловко трудные слова
Сложить сообразили,
Уроков наших не забыли!
Буратино:
Потрудней сейчас для вас
Я испытание припас.
Вы пословицы читали?
Хорошо запоминали?
Незнайка:
Что ж проверить час настал,
На уроках, кто не спал.
Начало пословицы возьмите,
А чем закончится, найдите!
Буратино:
Не робейте, выходите!
Свое уменье покажите!
(Музыка)
Игра: «Сложи пословицу»
Азбука:
К нам от далеких предков
Пословицы пришли.
Мудростью народной
Прославились они.
Запомнить их нам нужно,
Прочтем их вместе дружно!
(Хором читают)
Буратино:
Да, ребята – молодцы!
Порадовались от души
Мы вашему уменью,
Старанью и терпенью!
Незнайка:
А кто из вас стихи расскажет?
Свое умение покажет
Их выразительно читать,
Ничего не пропускать?
Вместе:
Не робейте, выходите,
Азбуке вы их прочтите!
Азбука:
Отрадно было слышать мне
Стихов красивых чтение.
Отличную оценку все
Получат без сомнения!
Незнайка:
Приятно было слышать нам,
Как много всего знаете
А с игрушками играть
Вы не забываете? (Нет?)
Буратино:
Выходи честной народ.
Встаньте в круг-хоровод!
По игрушке возьмите,
Перед собой положите.
Незнайка:
Под музыку вокруг них походите
По сигналу: «Раз, два, три!»
Быстренько ее возьмите.
(Музыка)
Азбука:
Наигрались от души,
Сядем на места свои!
И послушаем какие
Расскажут дети нам стихи.
Прошу всех внимания!
К нам прибывает из страны Грамматики
Отличная компания
На смену мне они спешат
Им каждый будет очень рад!
(Входят «Русский язык» и «Чтение»)
(Музыка)
Русский язык и чтение: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Русский язык:
Здравствуйте! Всем говорим!
С вами скорей познакомиться
От всего сердца хотим!
Чтение:
Прибыли мы к вам сюда
На скоростной ракете
Видим, торопились мы не зря.
Скажите, вы нас ждали дети? (Да!)
На смену Азбуке я к вам
В гимназию пришла.
Откроешь книжку ты мою,
Прочтешь в ней без труда
Стихи, загадки, сказы,
Веселые рассказы!
Русский язык:
Научились вы читать!
Есть, право, чем гордиться!
Но, чтобы грамотными стать,
Придется потрудиться!
Язык свой русский изучать –
Нелегкая задача!
Кто с грамматикой в ладу,
Ждет того удача! Придется запастись терпением
На целых 10 с половиной лет вперед!
Из года в год точить уменье,
Тогда лишь грамотность придет.
Чтение:
Сколько букв у алфавита,
Это знает каждый:
33 родных сестрицы,
Светлых и отважных!
Буквы пишем и читаем,
Их запомнить нужно всем.
И живут они, ребята,
В нашем Русском языке!
Русский язык:
И, конечно, в чтении –
В этом нет сомнения!
Азбука:
А вы ребятам принесли
Сюда учебники свои?
Чтение:
Так неловко получилось,
Сами не знаем, как случилось,
Что сумку с книгами забыли.
Оба: Мы так торопились, так спешили!
Азбука:
Что за рассеянный народ
В моем городе живет!
И как теперь исправить дело?
От вас услышать я б хотела!
Незнайка и Буратино тащат сумку.
Незнайка:
Так это ваш большой багаж,
Тяжеленный саквояж?
Буратино:
Мы ее нашли с Незнайкой
Вот ваша сумка!
Получайте!
Чтение: (подходит к сумке, осматривает, открывает)
Точно, это сумка наша!
Вот спасибо вам, друзья!
А не то неловко даже,
Что мы без книг пришли сюда.
Азбука:
Учебники от нас примите,
По ним грамоте и дальше учите
Наших первоклассников –
Девочек и мальчиков.
(Передают книги учителю)
Грамматика:
Прочли вы Азбуку до корки,
Читать старались на пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Всем сегодня выдают
«У-до-сто-ве-ре-ни-я!»
В том, что Азбуку прочел,
Полный курс наук прошел
И теперь без передышки
Прочтете вы любые книжки!
Чтение:
Если будешь их читать,
Сможешь многое узнать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь сколько лет
Солнце нам дает свой свет,
Почему весной цветы,
А зимой – поля пусты.
Русский язык:
Язык родной познаешь свой,
Язык своей страны родной.
Вручают удостоверения.
Азбука:
Ну, что ж, друзья,
Мне в путь пора,
Пришла пора прощаться.
На полку книжную опять
Нужно возвращаться
Придут детишки через год
В гимназию учиться.
И к ним уже я на урок
Приду, чтоб подружиться.
Буратино:
А как же нам с Незнайкой быть?
Не хотим мы уходить!
Азбука:
Конечно, конечно, друзья, оставайтесь!
Ребятам и дальше во всем помогайте,
Предметы новые изучайте,
Побольше головоломок вы им задавайте!
До свидания! Меня не забывайте!
Добрым словом вспоминайте.
(Уходит)
Чтение:
Вот и Азбука ушла,
Снами попрощалась.
Много умного она
Оставить постаралась.
Русский язык:
Мы все вместе соберем
И в дальнейший путь пойдем
Вместе с вами
И с вашими учителями.
Грамматика:
Желаем светлых дней учителям,
Что учили вас азам.
Чтение:
Каждый из нас сказать сегодня готов
Тысячу добрых и ласковых слов
От их вчерашних и нынешних учеников.
Русский язык:
Сегодня от имени каждого сердца,
От имени нашего звонкого детства
Им говорим мы: «Спасибо большое»
Желаем им счастья и радости море!
Буратино:
Мы будем и впредь им во всем помогать,
Русский и чтение изучать.
Ученик:
Праздник наш кончается
Песня завершается
Но и после нее мы с вами не прощаемся,
Приглашаем всех на чай
С булками, печеньем,
С пряниками вкусными
С яблочным вареньем!
Литература:
- // Начальная школа, 1990-2011 гг.
- // Педсовет, 1990-2011 гг.
- «Игры и развлечения в группе продлённого дня», Просвещение, М., 1980.