Урок-праздник "Все начинается с азбуки"

Разделы: Начальная школа


1 ученик:

Уважаемые гости,
Дети и родители!
На праздник к первоклассникам
Дружно заходите!
Занять места поближе поспешите,
На нас первоклашек посмотрите!

2 ученик:

Прозвенел звонок веселый,
Но ребят сегодня в школу
Собрал совсем не на урок
Неугомонный наш дружок.
Здесь сегодня праздник у нас
С Азбукой мудрой
Прощается класс!

3 ученик:

С этой книгой самой первой
Подружилась детвора,
Изучали терпеливо
Буквы все от «А» до «Я»

4 ученик:

Научились мы читать,
Буквы в прописях писать,
И слова делить на слоги,
Предложенья составлять!

5 ученик:

Посмотрите-ка на нас:
До чего хорош наш класс!
Молодцы как на подбор!
Но продолжим разговор.

6 ученик:

К нам на праздник сюда
Идет Азбука сама.
В гимназию она спешит,
Чем еще нас удивит?

(Звучит музыка, входит «Азбука»)

Азбука:

Здравствуйте, мои друзья!
Встрече с вами рада я!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте дорогие гости!

К вам я пришла издалека
Моя «Грамматика – страна»
Всем известна с давних пор!
Будь то летчик иль монтер,
Доктор, космонавт, учитель,
Тракторист, моряк, водитель –
Все когда-то в первый раз
Посещали первый класс!

Все они со мной дружили,
Буквы разные учили,
Книги детские читали
И рассказы составляли.

Ваши гимназисты также
Со мной дружили много дней.
И скажу о самом важном:
Трудиться было им не лень.

Друзей здесь верных я нашла,
А сегодня к ним сюда
Попрощаться вот пришла!

Я вас старалась научить
Читать, писать и в дружбе жить.
Умнели ж вы день ото дня
И этим радовали вы меня.

Хочу спросить я первый класс,
Сколько ж грамотных у вас?

Дети:

25 нас детей
Читали, писали каждый день!

Азбука:

Как я за вас, детишки рада!
Большая для меня отрада
Услышать эти вот слова.
Трудились значит мы не зря.
Но мне в этом помогали
Мои верные друзья.
Со мною вместе каждый день
Они к вам приходили,
Задания давали вам,
Играли и шутили.
Помогал мне на уроках
С вами буквы изучать.
Вас смешил и забавлял
Головоломки задавал
Человечек с носом длинным.
Он зовется: …

Дети: Буратино!

Азбука:

Верно! Буратино!
И еще один герой
В огромной шляпе голубой.
Ну-ка быстро отгадай-ка,
Как зовут его?

Дети: Незнайка!

Азбука:

С ними вы играть любили? (Да!)
Думаю, что не забыли? (Нет!)

7 ученик:

Конечно, нет!
Но где ж они?
Что к нам на праздник не пришли?

Азбука:

Сама не могу, друзья, понять,
Что могло их задержать.
Сходи-ка, мальчик, посмотри,
Не сбились ли они с пути.

(Ученик идет к двери, заглядывает)

Буратино:

Скорей же, Незнайка!
Скорей же, скорей!
Что ты застрял там
У самых дверей!?
На праздник и так опоздали!
Забыл, что Азбуке мы обещали?

Незнайка:

Ты, Буратино, меня не брани,
А лучше ко мне подойди! Помоги!

(Пытается сдвинуть с места огромную сумку)

Азбука сумку свою позабыла,
Наверно, на праздник очень спешила!

Буратино:

А я эту сумку и не заметил.
Наверное, там учебники новые
Для первоклашек еще незнакомые.
Хорошо, что, Незнайка, ты ее приметил!
Ох! Ну, и поклажа! Тяжела!
Как же дотащил ты ее, друг, сюда?!

Незнайка:

А мне помогали ветерок
И пушистый снежок.
А здесь от дверей
Дотянул уж, как смог!

(Втягивает сумку, вытирает «пот» со лба)

Здравствуйте, дети!
Здравствуйте уважаемые гости – родители!
Вы уж, пожалуйста, нас извините!
Но дайте скорей нам ответ:
Сюда мы попали или нет?

Буратино:

Здесь ли самый первый класс?
Праздник «Прощание с Азбукой» у вас?

8 ученик:

Ну, конечно, у нас!
В сборе весь наш первый класс!

Незнайка:

Значит, мы сюда попали!
Простите нас, что опоздали!

Буратино: Давно ли праздник начался?

9 ученик: Да прошло уж полчаса!

(Незнайка и Буратино переглядываются)

Оба: Полчаса?

Незнайка: Вот досада! Вот беда!

10 ученик:

Не переживайте так, друзья!
Праздник хоть и начался,
Но самое главное еще впереди,
А все неурядицы уже позади!

Азбука:

Давно вас жду, волнуюсь я!
Что произошло, друзья?
Я же вас предупреждала,
Строго-строго наказала
Прийти ровно в точный срок
На наш праздничный урок.

Где вас это задержали,
Что вы на праздник опоздали?
Что же с вами приключилось?
Объясните, что случилось!

Незнайка: Что случилось!?

Буратино:

Что случилось, что случилось!
С печки Азбука свалилась!

(Показывает книгу)

Больно вывихнула ножку
Прописная буква «эМ»,
«Г» ударилась немножко,
«Ж» рассыпалась совсем!

Незнайка:

Потеряла букву «Ю»
Перекладину свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик «У»

Буратино:

«эФ», бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву «эР» перевернуло,
Превратило в мягкий знак!

Незнайка:

Буква «эС» совсем сомкнулась,
Превратилась в букву «О».
Буква «А», когда очнулась,
Не узнала никого!

11 ученик:

Вот несчастье, вот беда!
Очень просим вас, друзья,
Отзовитесь дружно,
Помочь буквам нужно!

12 ученик:

Выходите быстро в круг!
Тот, кто нашим буквам друг.
Элементы букв найдите,
Вместе их соедините!

Игра «Помоги буквам»

Азбука:

Ай, да, ребята-удальцы!
Что тут скажешь?
Молодцы!

Буратино:

Еще случилась неприятность
В городе у нас!

Азбука:

Что еще там? Объясните!
Слушаю я ваш рассказ!

Незнайка:

Всем известно буква «Я»
В Азбуке последняя.
А известно ли кому
Отчего и почему? Неизвестно?

Все: Неизвестно!

Буратино: Интересно?

Все: Интересно!

Оба: Ну, так слушайте рассказ.

Сценка «Буква «Я»

Автор: Жили в Азбуке у нас

Буквы.

Жили – не тужили,
Потому что все дружили.

Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»

Буква «Я»:

Я – главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!

Автор: Говорят ей:

Все: Встань на место!

Автор: Отвечает:

«Я»:

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква:
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мной – недоразумение!

Автор:

Тут вся азбука пришла
В огромное волнение.

«Ф»: Фу-фу-фу!

Автор:

Вздохнуло «эФ»
От обиды покраснев.

«С»: Срам!

Автор:

Сердито «эС» сказало.
«В» кричит:

«В»:

Воображала!
Это каждый так бы мог!
Может я и сам предлог!

Автор: Проворчала «П»:

«П»:

Попробуй!
Потолкуй с такой особой!

«Ь»: Нужен к ней подход особый!

Автор:

Вдруг промямлил Мягкий знак.
А сердитый Твердый знак
Молча показал кулак.

«А, О, И, Е»: Тише, буквы! Стыдно, знаки!

Автор: Закричали гласные.

«А, О, И, Е»:

Не хватало только драки,
А еще согласные!

«А»:

Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!

«О»:

Буква «Я» сама поймет.
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед?

«И»:

Ведь никто в таком письме
Не поймет ни «бе», ни «ме»!

«Е»:

Ой! Смотрите!
«Я» затопала ногами!

«Я»:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Автор:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись
И ответил дружный хор:

Все: Хорошо идем на спор!

Гласные:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!

«Я»:

Чтобы я, да не сумела?
Я ж ни кто-нибудь, а … «я»!

«Ф»:

Буква «я» взялась за дело.
Целый час она пыхтела и кряхтела,
И потела – написать она сумела
Только:

Все: Я, Я, Я, Я, Я…!

Автор: Как зальется буква «Ха»:

«Х»:

Ха-Ха-Ха! Ха-Ха-Ха!
Уморила ты меня!
Что читать тут?
«Я, я, я!» Ой, умираю! Ха-ха-ха!

«С»:

«О» от смеха покатилось,
«А» за голову схватилась,
«В» схватилось за живот…
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет!

«Я»:

Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю»!

Автор: Что ж решил весь алфавит?

Все: Если хочет, пусть стоит.

«В»:

Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

«П»:

В том, что все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья.

«Ъ и Ь»:

Буква «Я» всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,

Все: Помнить место буквы «Я»!

Автор:

Поучительный рассказ!
Мудрости он учит нас:
Среди друзей не задаваться,
Никогда не зазнаваться.

Азбука:

Ах! Какие беспорядки!
Ах! Как я возмущена!
Но надеюсь, что порядок
Вы навели там без меня?

Буратино:

Буквы все угомонились,
Споры быстро прекратились.

Незнайка:

Так знаки препинания
Устроили собрание!

Даже вот Грамматику
Пришлось нам вызывать,
Чтоб знаки успокоить,
К порядку их призвать.

(Музыка)

Грамматика:

Я строгая Грамматика –
Наука непростая.
Даже Математика
Мне в споре уступает.

Во всем порядок я люблю
И крикунов не потерплю!

Вы только посмотрите,
Вниманье обратите!
Там на последней строчке,
У последней точки
Собралась компания
Знаков препинания.

Автор:

Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:

Восклицательный знак: Ура! Долой! Караул! Разбой!

Автор:

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:

Вопросительный знак: Кто? Кого? Откуда? Как?

Автор:

Прибежали запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:

Запятые:

Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой:

Если нет над вами точки,
Запятая знак пустой!

Автор:

Отозвалась с той же строчки
Тетя «Точка с Запятой»!
Двоеточие, мигая,
Закричало:

Двоеточие:

Я важней, чем запятая
Или точка с запятой!
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу!

Многоточие: Нет!

Автор:

Сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,

Многоточие:

Если вам угодно знать.
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие …

Автор:

Вопросительный знак
Удивился:

Вопросительный знак: То есть как?

Автор:

Восклицательный знак
Возмутился:

Восклицательный знак: То есть как?!

Точка: Так! Конец всем спорам! Точка!

Автор:

Сказала маленькая точка,
Точка-одиночка!

Точка:

Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас!

Автор:

Так знаки препинания
Закончили свой спор,
Но всем нам в назидание
Продолжим разговор:

Не надо спорить, кто важней,
Не надо зазнаваться,
А лучше вместе поскорей
За дело дружно взяться!
Грамматику сполна освоить
И не придется тогда спорить!

Азбука:

Беспорядок не люблю
И виновных накажу!

Будет всем большой урок!
Разберусь я, дайте срок!
Не хочу, чтоб малышам
Такой пример вот был бы дан!

Грамматика:

А у наших у ребяток
В прописях везде порядок? (Да!)
Хотим послушать мы сейчас
Первоклассника рассказ.

Первоклассник:

Рассказать хочу всем вам,
Как я буквы изучал,
Из них и слоги составлял,
Как читал их и писал,
Что на уроках я о буквах
Необычное узнал:

Дружат гласные с согласной,
составляя вместе слог.
«Ма» и «Ша» – «Ма-ша»!
К нам явилась на урок.

Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
«Ты» и «ква», а вместе: «ты-ква»,
«Со» и «ва» читай : «со-ва»!

Чтоб быстрей и лучше было,
Читать нужно по слогам:
«Ма-ма мы-ла Ми-лу мы-лом.
Ма-ша ва-рит ка-шу нам».

Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый,
У всех ответ готов.

Читаем мы слогами и целыми словами.
А скоро будем книги толстые читать,
Чтобы про все на свете
Могли бы наши дети
Из книг этих узнать!

Грамматика:

А вы умеете, ребята,
Слова из слогов составлять?
Кто смелый? Выходи, однако,
Свои уменья показать!

Давай проведем еще одно состязание –
Веселое соревнование!

Азбука:

А заключается игра
В том, что из слогов слова
Нужно вместе нам собрать,
А потом их прочитать.

Вот слогов целый ряд,
Разбирайте все подряд.
По сигналу: раз, два, три!
Пару быстренько найди!

(Музыка)

Игра «Составь слово»

Азбука:

Молодцы, мои друзья!
Вы не подвели меня!
А теперь прочтите быстро
Эти важные слова!

(Дети читают)

Вижу, что трудились мы не зря!
Как ловко трудные слова
Сложить сообразили,
Уроков наших не забыли!

Буратино:

Потрудней сейчас для вас
Я испытание припас.
Вы пословицы читали?
Хорошо запоминали?

Незнайка:

Что ж проверить час настал,
На уроках, кто не спал.
Начало пословицы возьмите,
А чем закончится, найдите!

Буратино:

Не робейте, выходите!
Свое уменье покажите!

(Музыка)

Игра: «Сложи пословицу»

Азбука:

К нам от далеких предков
Пословицы пришли.
Мудростью народной
Прославились они.

Запомнить их нам нужно,
Прочтем их вместе дружно!

(Хором читают)

Буратино:

Да, ребята – молодцы!
Порадовались от души
Мы вашему уменью,
Старанью и терпенью!

Незнайка:

А кто из вас стихи расскажет?
Свое умение покажет
Их выразительно читать,
Ничего не пропускать?

Вместе:

Не робейте, выходите,
Азбуке вы их прочтите!

Азбука:

Отрадно было слышать мне
Стихов красивых чтение.
Отличную оценку все
Получат без сомнения!

Незнайка:

Приятно было слышать нам,
Как много всего знаете
А с игрушками играть
Вы не забываете? (Нет?)

Буратино:

Выходи честной народ.
Встаньте в круг-хоровод!
По игрушке возьмите,
Перед собой положите.

Незнайка:

Под музыку вокруг них походите
По сигналу: «Раз, два, три!»
Быстренько ее возьмите.

(Музыка)

Азбука:

Наигрались от души,
Сядем на места свои!
И послушаем какие
Расскажут дети нам стихи.

Прошу всех внимания!
К нам прибывает из страны Грамматики
Отличная компания
На смену мне они спешат
Им каждый будет очень рад!

(Входят «Русский язык» и «Чтение»)

(Музыка)

Русский язык и чтение: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Русский язык:

Здравствуйте! Всем говорим!
С вами скорей познакомиться
От всего сердца хотим!

Чтение:

Прибыли мы к вам сюда
На скоростной ракете
Видим, торопились мы не зря.
Скажите, вы нас ждали дети? (Да!)

На смену Азбуке я к вам
В гимназию пришла.
Откроешь книжку ты мою,
Прочтешь в ней без труда
Стихи, загадки, сказы,
Веселые рассказы!

Русский язык:

Научились вы читать!
Есть, право, чем гордиться!
Но, чтобы грамотными стать,
Придется потрудиться!
Язык свой русский изучать –
Нелегкая задача!
Кто с грамматикой в ладу,
Ждет того удача! Придется запастись терпением
На целых 10 с половиной лет вперед!
Из года в год точить уменье,
Тогда лишь грамотность придет.

Чтение:

Сколько букв у алфавита,
Это знает каждый:
33 родных сестрицы,
Светлых и отважных!
Буквы пишем и читаем,
Их запомнить нужно всем.
И живут они, ребята,
В нашем Русском языке!

Русский язык:

И, конечно, в чтении –
В этом нет сомнения!

Азбука:

А вы ребятам принесли
Сюда учебники свои?

Чтение:

Так неловко получилось,
Сами не знаем, как случилось,
Что сумку с книгами забыли.

Оба: Мы так торопились, так спешили!

Азбука:

Что за рассеянный народ
В моем городе живет!
И как теперь исправить дело?
От вас услышать я б хотела!

Незнайка и Буратино тащат сумку.

Незнайка:

Так это ваш большой багаж,
Тяжеленный саквояж?

Буратино:

Мы ее нашли с Незнайкой
Вот ваша сумка!
Получайте!

Чтение: (подходит к сумке, осматривает, открывает)

Точно, это сумка наша!
Вот спасибо вам, друзья!
А не то неловко даже,
Что мы без книг пришли сюда.

Азбука:

Учебники от нас примите,
По ним грамоте и дальше учите
Наших первоклассников –
Девочек и мальчиков.

(Передают книги учителю)

Грамматика:

Прочли вы Азбуку до корки,
Читать старались на пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения,
Всем сегодня выдают
«У-до-сто-ве-ре-ни-я!»
В том, что Азбуку прочел,
Полный курс наук прошел
И теперь без передышки
Прочтете вы любые книжки!

Чтение:

Если будешь их читать,
Сможешь многое узнать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь сколько лет
Солнце нам дает свой свет,
Почему весной цветы,
А зимой – поля пусты.

Русский язык:

Язык родной познаешь свой,
Язык своей страны родной.

Вручают удостоверения.

Азбука:

Ну, что ж, друзья,
Мне в путь пора,
Пришла пора прощаться.
На полку книжную опять
Нужно возвращаться

Придут детишки через год
В гимназию учиться.
И к ним уже я на урок
Приду, чтоб подружиться.

Буратино:

А как же нам с Незнайкой быть?
Не хотим мы уходить!

Азбука:

Конечно, конечно, друзья, оставайтесь!
Ребятам и дальше во всем помогайте,
Предметы новые изучайте,
Побольше головоломок вы им задавайте!
До свидания! Меня не забывайте!
Добрым словом вспоминайте.

(Уходит)

Чтение:

Вот и Азбука ушла,
Снами попрощалась.
Много умного она
Оставить постаралась.

Русский язык:

Мы все вместе соберем
И в дальнейший путь пойдем
Вместе с вами
И с вашими учителями.

Грамматика:

Желаем светлых дней учителям,
Что учили вас азам.

Чтение:

Каждый из нас сказать сегодня готов
Тысячу добрых и ласковых слов
От их вчерашних и нынешних учеников.

Русский язык:

Сегодня от имени каждого сердца,
От имени нашего звонкого детства
Им говорим мы: «Спасибо большое»
Желаем им счастья и радости море!

Буратино:

Мы будем и впредь им во всем помогать,
Русский и чтение изучать.

Ученик:

Праздник наш кончается
Песня завершается
Но и после нее мы с вами не прощаемся,
Приглашаем всех на чай
С булками, печеньем,
С пряниками вкусными
С яблочным вареньем!

Литература:

  1. // Начальная школа, 1990-2011 гг.
  2. // Педсовет, 1990-2011 гг.
  3. «Игры и развлечения в группе продлённого дня», Просвещение, М., 1980.

Приложение 1