ТДЦ:
Воспитывающая:
Создать условия для нравственного и эстетического воспитания учащихся к окружающей среде, умения работать в парах при самоанализе контрольных срезов, тестов.
Развивающая:
развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;
Общеобразовательная:
организовать деятельность учащихся на усвоение:
- знаний : химические свойства и способы получения сернистого газа и сернистой кислоты;
- умений : записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства сернистой кислоты и её солей в ионном и окислительно-восстановительном виде.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Изучение нового материала:
1. Строение:
SO2 (сернистый газ, оксид серы (IV)), молекулярная формула
структурная формула
2. Физические свойства
- Бесцветный газ с резким запахом, ядовит.
- Хорошо растворим в воде (в 1 V H2O растворяется 40 V SO2 при н.у.)
- Тяжелее воздуха, ядовит.
3. Получение
1. В промышленности: обжиг сульфидов.
FeS2 + O2 → Fe2O3 + SO2↑
а) Составить электронный баланс (ОВР).
2. В лабораторных условиях: взаимодействие сульфитов с сильными кислотами:
Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + H2O
3. При окислении металлов концентрированной серной кислотой:
Cu + H2SO4(конц) → CuSO4 + SO2↑ + H2O
б) Составить электронный баланс (ОВР).
4. Химические свойства SO2
1. Взаимодействие с водой
При растворении в воде образуется слабая и неустойчивая сернистая кислота H2SO3 (существует только в водном растворе).
SO2 + H2O ↔ H2SO3
2. Взаимодействие со щелочами:
Ba(OH)2 + SO2 → BaSO3↓(сульфит бария) + H2O
Ba(OH)2 + 2SO2 (избыток) → Ba(HSO3)2 (гидросульфит бария)
3. Взаимодействие с основными оксидами (образуется соль):
SO2 + CaO = CaSO3
4. Реакции окисления, SO2 – восстановитель:
SO2 + O2 → SO3 (катализатор – V2O5)
в) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + Br2 + H2O → H2SO4 + HBr
г) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + KMnO4 + H2O → K2SO4 + MnSO4 + H2SO4
д) Составить электронный баланс (ОВР)
5. Реакции восстановления, SO2 - окислитель
SO2 + С → S + СO2 (при нагревании)
е) Составить электронный баланс (ОВР)
SO2 + H2S → S + H2O
ж) Составить электронный баланс (ОВР)
5. Химические свойства H2SO3
1. Сернистая кислота диссоциирует ступенчато:
H2SO3 ↔ H+ + HSO3- (первая ступень, образуется гидросульфит – анион)
HSO3- ↔ H+ + SO32- (вторая ступень, образуется анион сульфит)
H2SO3 образует два ряда солей:
- средние (сульфиты)
- кислые (гидросульфиты)
2. Раствор сернистой кислоты H2SO3 обладает восстановительными свойствами:
H2SO3 + I2 + H2O = H2SO4 + НI
з) Составить электронный баланс (ОВР)
III. Самоконтроль.
Осуществите превращения по схеме:
S → H2S → SO2 → Na2SO3 → BaSO3 → SO2
Уравнения реакций ионного обмена напишите в полном и кратком ионном виде.
Ответы для самопроверки выводятся на экране.
IV. Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице “Вопросы к ученику” (Приложение 1).
V. Домашнее задание (дифференцированно)
Сделать задания выделенные красным шрифтом:
Уравнения а, в, е, ж – “3”
Уравнения а – е – “4”
Уравнения а – з – “5”
Приложение 1
Вопросы к ученику
Дата ___________________ Класс ______________________
Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:
№ п/п | Вопросы |
Ответы |
1 | Какова была тема урока? | |
2 | Какая цель стояла перед тобой на уроке? | |
3 | Каков вывод урока? | |
4 | Как работали на уроке твои одноклассники? | |
5 | Как работал ты на уроке? | |
6 | Как ты думаешь, ты справишься с домашним заданием, полученном на уроке? |