Цель: пересмотр ситуации, которая вызывает тревогу (эмоциональная подготовка к ЕГЭ)
Задачи:
- Снятие эмоционального напряжения
- Активизация внутренних ресурсов
- Расширение кругозора в вопросах, связанных с способами снятия стресса, активизации внутренних ресурсов.
Контингент адресатов: упражнение предназначено для учащихся 9-х, 11-х классов.
Возможно применение в рамках тренингов активизации внутренних ресурсов, тренингов психолого-педагогической подготовки к сдаче ЕГЭ.
Используемые методы: метод регрессии, метод обмена опытом, метод групповой рефлексии
Оснащение занятия: специально разработанные бланки (Приложение 2), музыкальное сопровождение.
Автор методики: Источник исходного упражнения http://azps.ru/training/2/trn45.html (azps.ru А. Я. Психология) – Приложение 1
Время проведения: 40-45 минут
Описание методики | Комментарии |
За основу было взято упражнение «Пересмотр
состояния тревожности» (Приложение
1). Упражнение сопровождается
расслабляющей тихой музыкой. Классу дается
инструкция: «Ребята, представьте, что мы
находимся в далеком будущем и наука раскрыла
многие секреты мироздания – теперь мы можем
путешествовать во времени. Сейчас мы находимся в
центре временных перемещений. Наше задание
вернуться в 7 декабря 2011 года и понаблюдать за
самими собой во время сдачи «пробного» ЕГЭ.
Садимся удобно, закрываем глаза. Делаем глубокий
вдох и медленный выдох (3 раза). Мы настраиваемся
на нужное нам событие, для этого нужно
представить развитие событий, например как в
фильме, который прокручивается в обратном
порядке, и спросить: «А что было до этого? А какие
кадры можно было увидеть раньше? Какие кадры
предшествовали рассматриваемому моменту?»
Дыхание наше ровное, глубокое… Вот вы уже находитесь в классе где идет ЕГЭ. Представьте себя так, как будто Вы можете видеть себя как бы со стороны. Подумайте, как далеко тот человек от Вас? А кем являетесь Вы, когда смотрите на него? Есть ли разница между ним и Вами? Вы должны смотреть на «того себя» с симпатией, с благосклонностью, понимая, что в данной ситуации тот человек делает лучшее, что он может. Итак, Вы уже знаете, что с ним произойдет, а он еще нет, как если бы Вы стояли на крыше здания и знали, что вот сейчас произойдет крушение двух автомобилей, а потом бы медленно, в подробностях, по кадрам, видели бы это столкновение, но в нем бы не участвовали. Посмотрите на «того себя» из своего состояния отстраненного наблюдателя и определите, что ему потребуется, чтобы успешно действовать в последующей ситуации. Опишите необходимые ресурсы (внешние или внутренние условия, которые способствуют успешному написанию ЕГЭ). Вы ясно представляете его визуальный образ, слышите характерные особенности его голоса и, если сочтете нужным, можете мысленно дотянуться и прикоснуться к нему (можно даже представить себя резиновым и способным растянуться так, чтобы коснуться его). Вы передаете «ему» эти ресурсы (убедитесь, что он может хорошо видеть Вас в этом застывшем кадре-слайде). Продолжайте наблюдать за его изменениями, пока Вы передаете «ему» ресурсы (советы, подсказки, дружеские улыбки, или, напротив, энергию, собранность, решительность и т.п.). Вы передаете «ему» ресурсы и продолжаете наблюдать за его изменениями до тех пор, пока не увидите, что, принимая ресурсы, он становится все более и более готов к реальному действию и, наконец, достигает состояния полной готовности действовать. Вы отстраняетесь от него, картинки меняются, вы возвращаетесь… Делаем глубокий вдох и медленный выдох (три раза) – открываем глаза. Кто-то хочет поделиться своими ощущениями сейчас? Теперь нам нужно как профессионалам своего дела составить отчет о нашем путешествии. Перед Вами находятся протоколы (Приложение 2), давайте заполним их. Вспомните Ваше путешествие, еще раз прокрутите его в голове и напишите. Затем, по желанию, каждый зачитает, что у него получилось и как он помогал в прошлом себе самому. |
Упражнение проводилось в рамках
занятий, направленных на эмоциональную
подготовку к ЕГЭ. Занятие целесообразно
проводить после «пробных» ЕГЭ, тогда есть
реальный материал с чем работать, а не
предполагаемый. Упражнение которое было в оригинале хорошо проводить индивидуально либо с маленькой группой учащихся. Но занятие проводилось с целым классом, поэтому мной это упражнение было модифицировано: был разработан протокол, где учащиеся смогли зафиксировать, а тем самым подкрепить результат, который был достигнут во время упражнения. После каждого вопроса нужно делать 5 секундную паузу, чтоб учащиеся успели представить себе. Обязательно нужно выслушать каждого желающего. Так как ученики читают с уже записанного – это не займет много времени, но зато будут оглашены многие варианты активизации внутренних ресурсов и способов совладения с страхом и напряжением. |
Вопросы для обсуждения (Приложение 2)
– Ребята, за что больше всего вы переживаете?
– А как мы можем себе помочь в данной ситуации?
– Нужно так же подчеркнуть, сколько много
способов помощи здесь было отмечено.
– Как вы думаете, можно ли эти способы
использовать в своей практике?
– Какой из способов на ваш взгляд самый
действенный, а какой самый простой в применении?