Цели:
- Формировать умение решать простые задачи, преобразовывать их в составную задачу, через постановку вопроса к готовому условию и рассмотрение двух простых задач с последующим объединением их в составную;
- Развивать математическую речь, конкретное и абстрактное мышление, навыки беглого счета;
- Воспитывать познавательный интерес к математике через трудолюбие пчёл.
Оборудование: проектор, числовой отрезок, схема задачи, Презентация
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
1. Проверить готовность к уроку.
2. Эмоциональный настрой.
– Поможет нам сегодня на уроке узнать новое – очень трудолюбивое насекомое.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком. (Пчела)
– Пчелы медоносные живут рядом с человеком. Он заботиться о них, а в благодарность за это пчелы дают нам мёд, очень полезный для нашего здоровья.
II. Устные вычисления
1. Работа с числовым отрезком
– Помогите пчелке добраться до своего улья, расставьте ответы – цветы на числовом отрезке. Для этого вам надо прочитать выражение и найти его значение.
Ч 4 + 3 З 4 – 3 А 1 + 5 А 8 – 2 – 3 Д 0 + 4
– Какое слово у нас получилось? (Задача)
2. Повторение состава числа 9
– Какое число спряталось? Докажите.
– Как можно получить число 9.
III. Физминутка
IV. Работа над темой
1. Составление из двух простых задач одной составной.
А) Посмотрите на экран. Лужайка. Что стоит на
лужайке? (Улей)
– Посмотрите внимательно, что делают пчёлки? (Залетели
3 пчелки, а потом еще 2 пчелки)
– Как вы думаете, что я вас сейчас попрошу узнать?
(Сколько стало пчелок)
– Можете ли вы мне сразу ответить на вопрос
задачи? Почему?
– Как вы запишите решение к этой задачи? (3 + 2 = 5)
– Что обозначает число 3 в задаче?
– Что обозначает число 2?
– Что обозначает число 5?
– Можем ли мы записать ответ. Запишите.
Б) Снова посмотрите на лужайку. Что делают
пчелы. (В улье было 5 пчел. Одна вылетела.)
– Что мы с вами будем узнавать? (Сколько пчёл
осталось.)
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
– Как вы запишите решение к этой задаче? (5 – 1= 4)
– Что обозначают числа в записи решения задачи?
В) Сравните две задачи. Чем они похожи? Чем
различаются?
– Помогите мне из двух задач сделать одну. (В
улей залетели 3 пчёлки, а потом еще 2. Одна пчёлка
вылетела. Сколько пчелок осталось?)
– Что известно в задаче?
– На какой вопрос должны ответить?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
– Что нам первым шагом, сначала, нужно узнать?
(Сколько пчелок залетело)
– Для того чтобы ответить на главный вопрос, нам
достаточно сделать одного шага?
2. Физминутка
3. Прочитайте задачу с доски.
С одного улья собрали 4 кг меда, а со второго на 2кг больше. Сколько кг собрали со второго улья?
– Дополните, пожалуйста схему числовыми данными.
– Повторите еще раз условие? Вопрос?
– Что вами известно про первый улей.
– А известно сколько собрали со второго улья?
– Что значит на 2 кг больше?
– Какое решение вы бы записали? Найдите глазами
его в классе.
По классу развешены таблички с решениями: 4 + 6 = 10(кг), 6 + 4 = 10(кг), 6 – 4 = 2(кг), 4 – 2 = 2(кг), 4 + 2 = 6(п), 4 + 2 = 6(кг)
– Помогите мне поставить вопрос к задаче так,
чтобы в ответе получилось 10. (Сколько кг меда
собрали с двух ульев)
– Что мы должны изменить в схеме задачи, чтобы
появился этот вопрос?
– Можем ли мы сразу ответь на вопрос задачи,
сделав один шаг?
– Нам должно быть известно сколько собрали с
первого улья?
– Должны ли мы знать, сколько собрали со второго
улья?
– А нам это известно по условию задачи?
– Но мы можем это узнать? Как?
– Как же ответить на вопрос задачи, сколько
собрали с двух ульев, теперь? Найдите это решение.
– Достаточно ли нам было ответить на один вопрос
задачи, чтобы её решить?
V. Обобщение
– Чему сегодня нас учили трудолюбивые пчелки?
– Кто может про себя сказать, что он сегодня
пополнил свою копилку знаний, как пчелки
нектаром свой улей.