Тип:обобщение изученного материала.
Вид: интегрированный урок (биология+химия) с использованием ИКТ (Презентация).
Форма работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, жетоны.
Цель (Слайд 2):обобщить знанияо важнейших органических веществах клетки:белках, углеводах, жирах, нуклеиновых кислотах.
Задачи (Слайд 3):
- Обучающая: установление связи между строением, химическими свойствами и биологическими функциями в классах органических соединений: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот; систематизация знаний по изученной теме.
- Развивающая: развитие логического и пространственного мышления с помощью интерактивных игр и интеллект-карты; умение обобщать, доказывать и делать выводы.
- Воспитательная: формирование навыков толерантного общения; активизация познавательной деятельности по формированию интереса к ЗОЖ.
План урока (Слайд 4):
- Актуализация знаний.
- Игра крестики-нолики «Углеводы». Строение, свойства, функции углеводов. Примеры.
- Игры-крестики-нолики «Белки».Строение, свойства, функции белков. Примеры.
- Игра крестики-нолики «Нуклеиновые кислоты». Строение, свойства, функции нуклеиновых кислот. Примеры.
- Игра «Найди пару». Жиры. Свойства и функции жиров.
- Обобщение. Игра «Лабиринт».
- Закрепление. Интеллект-карта.
- Рефлексия.
- Домашнее задание
Ход урока
1. Актуализация знаний (Слайд 5):
Какие вещества называются органическими?
Какие органические вещества, входящие в состав клетки, мы изучили?
2. Обобщение и систематизация знаний:
Повторение по теме: «Углеводы»
(Слайд 6). Поиграем в «крестики-нолики». (Приложение 1).
Задание: используя свои знания,найдите понятия, которые относятся к теме «Углеводы» и объясните, как они связаны. Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ: глюкоза-сладкий вкус-крахмал. Структурная единица - физическое свойство-функция (химическое свойство).
Повторение по теме: «Белки»
(Слайд 7). Поиграем в «крестики-нолики». (Приложение 2).
Задание: используя свои знания,найдите понятия, которые относятся к теме «Белки» и объясните, как они связаны.Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ: аминокислоты – ренатурация - ферменты. Структурная единица - свойство-функция .
Повторение по теме: «Нуклеиновые кислоты»
(Слайд 8). Поиграем в «крестики-нолики». (Приложение 3).
Задание: используя свои знания,найдите понятия, которые относятся к теме «Нуклеиновые кислоты» и объясните, как они связаны.Правильный ответ – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ:урацил – комплементарность – синтез белка. Нуклеотид – свойство-функция.
Повторение по теме: «Жиры»
(Слайд 9). Поиграем в «Найди пару». (Приложение 4).
Задание: используя свои знания, найдите соответствие и объясните его. За каждое правильное соответствие – 1 жетон, объяснение – 1 жетон.
Ответ:
- Строительная: нерастворимы в воде
- Регуляторная: гормоны – производные липидов
- Защитная: низкая теплопроводность и высокая тепловодность
- Запасающая: наличие богатых энергетических связей
- Энергетическая: окисление до углекислого газа и воды
Обобщение по теме: «Углеводы, белки, нуклеиновые кислоты, жиры»
(Слайд 10-11). Поиграем в «Лабиринт»
Задание:
- Формируется 2 команды. Ответы в очередном порядке.
- Выбираем категорию I или II. Отвечает сначала одна команда на предложенные вопросы «Да» или «Нет».
- Зеленый ответ – 1 жетон. Красный ответ – неправильный.
- Подведение итогов по количеству жетонов.
3. Закрепление знаний и способов действий:
(Слайд 12-13). Дорогие ребята, предлагаем вам закрепить изученный материал, составив интеллект-карту. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Она используется в методиках обучения, «мозгового штурма», запоминания, а также конспектирования информации, презентации.
Правила оформления интеллект-карты (см. рисунок 1):
- Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А4. Лист необходимо расположить горизонтально.
- В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
- От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы, которые далее ветвятся на более тонкие ветви.
- Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.
- Использовать желательно печатные буквы.
- Разнообразная визуальная декорация — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, позволит выработать свой собственный стиль в рисовании.
Рисунок 1. Пример интеллект-карты. (Приложение 5).
Задание: создайте свою интеллект-карту по теме*Органические вещества клетки*, отобразив следующие элементы: разнообразие органических веществ клетки,их строение, свойства, функции, классификацию и примеры.
Продемонстрируйте свою интеллект-карту и объясните ее организацию (2-3 человека).
4. Выводы по уроку (ПОПС формула):
(Слайд 14). Закончите предложения, используя ваши знания по изученной теме. За каждый развернутый ответ – 1 жетон.
- Позиция «Я считаю, что…»
- Объяснение «Потому, что…»
- Пример «Я могу доказать это на примере…»
- Следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»
Подведение итогов: «отлично» - максимальное количество жетонов учащегося, «хорошо» - выше среднего количества жетонов учащегося.
5. Домашнее задание:
(Слайд 15). По данной теме на выбор составить:
- не менее 3 игр *Крестики-нолики*
- Не менее 3 игр *Найди пару*
- Лабиринт
Повторите § 9-12(Учебник “Общая биология” 10-11 класс А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, Дрофа Москва 2005).