Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применять знания в практической деятельности, проверка усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии с элементами тестирования.
Цели по содержанию:
- Образовательная – в ходе лабораторной работы, познакомить учащихся со свойством воды растворять многие вещества, в процессе работы учащихся с карточками проверить знания учащихся полученные по теме «Вода».
- Развивающая – продолжить обучение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения. Учить ребят самостоятельно выполнять задания, читая инструкцию, знакомство по работе с простейшими тестами.
- Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение чистоты водоёмов.
Методы: частично-поисковый, игровая форма;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Средства обучения: В.М. Пакулова. Н. В. Иванова. 5 класс. Природа неживая и живая. Лабораторное оборудование для лабораторной работы. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Презентация.
Девиз игры:
Не умыться, не напиться без воды, (Слайд 2)
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут: птица,
Зверь и человек, и поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Разминка: загадки о воде. (Слайды 3-13)
- Под землёю ходит, на небо смотрит. (Родник)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
- Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
- Как называются все моря и океаны вместе взятые? (Мировой океан)
- Кругом вода, с питьём – беда. (Море)
- С высоты большой срываясь, грозно он ревёт, и о камни, разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
II. Изучение нового материала
1. Конкурс: «Практический». (Слайды 14-19)
По инструктивной карточке проводится лабораторная работа (Приложение 1)
Один из учащихся читает текст: «Вода – универсальный растворитель».
2. Конкурс: «Знай-ка».(Слайд 20)
По карточке выполнить задание: «Растворимы ли в воде?» (Пользоваться карандашом). (Приложение 2).
3. Конкурс: «Научный». (Слайд 21)
По карточке выполнить задание: «Три агрегатных
состояния воды». (Пользоваться карандашом).
По карточке выполнить задание: «Созидательная и
разрушительная роль воды». (Чтение текста
учебника и чтение учениками сообщений).
4. Конкурс: «Умники и умницы». (Слайды 22-24)
Вопросы на слайдах презентации. За правильный ответ даётся листик с рисунком на тему вода.
5. Конкурс: «Экологический». (Слайды 25-27)
Вопросы на тему: «Охрана воды». (Вопросы на слайдах Презентации).
III. Подведение итогов урока
Все карточки, которые учащиеся заполняли на уроке карандашом и знаки отличия, которые дети получили за правильные ответы и рассуждения сдаются учителю для проверки и выставления оценок за урок.
Закончить урок можно словами: (Слайд 28)
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!