Конспект модульного урока по русскому языку по теме "Повторение и обобщение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Ход урока

УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала Время
УЭ-0 Тема урока: «Повторение и обобщение изученного о правописании приставках ПРЕ -, ПРИ-».

Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-», вы уже узнали:

  • От чего зависит правописание приставок;
  • Какие значения имеет приставка ПРЕ -;
  • Какие значения имеет приставка ПРИ -.

Сегодня на уроке – практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки правописания приставок ПРЕ -, ПРИ-.

Интегрированная цель урока.

В процессе работы вы должны:

– обобщить и систематизировать знания о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– совершенствовать практические умения в правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-.

  2 мин.
УЭ-1 Цель:

– повторить учебный материал о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– определить уровень знаний по теме;
– развивать умение самостоятельно работать.

Внимательно прочитай цель УЭ.  
Тест по теме

«Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-»

1. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРИ-:

А) имеет значение, сходное со значением слова «очень»;
Б) имеет значение близости.

2. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-:

А) значением;
Б) произношением?

3. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких – ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, озаглавив «Имеет значение», в 1-ый столбик – ПРЕ -, во 2-ой – ПРИ-:

а) сходное со значением слова «очень»;
б) неполнота действия;
в) присоединение;
г) сходное со значением приставки ПЕРЕ_;
д) достичь чего-то;
е) приближение.

Запиши в тетради число, тему урока.

Внимательно прочитай вопрос.

Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос.

6 мин

Ключ.
Таблица оценки

Баллы Уровень знаний Оценка
8 Высокий 5
7 Средний 4
4–6 Низкий 3
3–1 Очень низкий 2
Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат 2
УЭ-2 Цель:

– обобщить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– повторить значения приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– развивать умение различать значение приставок;
– развивать логическое мышление.

Внимательно прочитай цель.  
1. Внимательно прочитай слова.

Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести.

Заполни таблицу:

= очень, самый-самый = ПЕРЕ-
   
Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика. 8 мин.
2. Внимательно прочитай и запиши данные словосочетания.

Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь.

Объясни письменно выбор Е-И в приставках. 8 мин.
3. Найди «лишнее» слово.

А) Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр-вратить.
Б) Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать.
В) Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый.
Г) Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь. [1]

Запиши три слова, убрав «лишнее». Разбери слова по составу. 7 мин.
4. Внимательно прочитай «отрезки» слов.

…сутствовать, …тяжение, …глашение, …ручать,
…думывать, …восходный, …ветливый,
…кратить, …возмогать, …способление,
…ключение, …влекательный, …вычка,
…вязанность, …пятствие, …ятель, …градить,
…подаватель, …чудливый, …ступил.

Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ -, ПРИ– и запиши полученные слова. 8 мин.
5. Внимательно прочитай словосочетания.

Очень веселый – …
Близко от школы – …
Немного поднял – …
Ненадолго остановился – …
Очень мудрый – …
Слегка дотронулся – …
Самый-самый добрый – …
Очень противный – …
Не совсем заглушил -…
Чуть-чуть открыл – … [1]

Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ– или ПРИ-. 7 мин.

Ключ.
Шкала оценок

1 задание
2 –
3
4
5
– 9 баллов
– 5 б
– 6 б
– 10 б
– 5 б

Итого: 35 баллов.

Проверь свою работу «по ключу».

Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок.

3 мин.

Таблица оценки

Баллы Уровень знаний Оценка
32–35
27–31
18–26
0–17
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
5
4
3
2

 

   
УЭ-3 Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-.    
1. Прочитай стихотворные тексты.
А) С детских лет,
Признаюсь вам,
Всё привык
Я делать сам.
Ровно три часа,
Потом сказал:
– Привет!
Б) Его я встретил
В час ноль-ноль,
Он приподнял берет,
Молчал он
В) Каждый день
Трудился,
И – скажи на милость –
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Г) Рыбу лови
И сачком,
И крючком,
Мухой приманивай
И червячком.
(Дж.Чиарди) [2]
Найди и выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРИ- 3 мин.
2. В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-.    
Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив. Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь. 7 мин.
3. Прочитай внимательно предложения.

1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. 2) «Сердце делает многих людей несчастными,– сказал Гудвин. – Не очень большое преимущество – иметь сердце». 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами. [2]

Выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРЕ-. 6 мин.

Ключ.
Таблица оценки

Баллы Уровень знаний Оценки
14 Высокий 5
12–13 Средний 4
8–11 Низкий 3
7 и менее Очень низкий 2
Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. 3 мин.
УЭ-4 Цель: проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».    

Работа по перфокартам

приучить прекрасный престранный
преобразовать присесть привязать
причудливый присвоить пренеприятный
прехороший премудрый прикупить
приморский прилечь прервать
пристроить преодолеть приклеить
президент пригодный предобрый
привилегия претихий престиж
претензия приватизация примадонна
премировать премьера приоритет
  8 мин.

Ключ.
Таблица оценки

Кол-во
ошибок
Уровень
знаний
Оценка
Без ошибок Высокий 5
1–2 Средний 4
3–5 Низкий 3
6 и более Очень низкий 2
Пользуясь «ключом», выполни взаимопроверку.

Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки.

2 мин.
УЭ-5 Цель: развивать речь учащихся и умение составлять текст по опорным словам.    
1. Давай пофантазируем.

Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете.

Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. [2]

Запиши слова в тетрадь.

Попробуй составить с этими словами предложения, описывающие твое путешествие.

А если сможешь, напиши целый рассказ. Работу заверши дома.

8 мин.
УЭ-6 Цель: подведение итогов урока.
Реализованы ли цели и задачи урока-модуля?
  2 мин.

Ключи.

УЭ-1.

1) Б;
2) А;
3) ПРЕ-
    А, Г.

    ПРИ-
    А, В, Д, Е.

УЭ-2.

1.

=очень = ПЕРЕ-
превосходный превозмочь
превысить превратить
презирать преграда
преклонение преемственность
преотличный прекращать
пресерьезный преображаться
преувеличение преодолеть
преподнести прервать
  преследовать
  преступление

2. Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).

3. А) Превозносить, превосходить, превратить.
    Б) Приноровиться, приналечь, притягивать.
    В) Приниженный, приплюснутый, привязчивый.
    Г) Преодолеть, прекратить, пренебречь.

4. Присутствовать, притяжение, приглашение, приручать, придумывать, превосходный, приветливый, прекратить, превозмогать, приспособление, приключение, привлекательный, привычка, привязанность, препятствие, приятель, преградить, преподаватель, причудливый, приступил.

5. Очень веселый – превеселый
    Близко от школы – пришкольный
    Немного поднял – приподнял
    Ненадолго остановился – приостановился
    Очень мудрый – премудрый
    Слегка дотронулся – прикоснулся
    Самый-самый добрый – предобрый
    Очень противный – препротивный
    Не совсем заглушил –приглушил
    Чуть-чуть открыл – приоткрыл

УЭ-3

1. 1) Признаюсь, привык; 2) привет; 3) приключилось.

2. Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.

3. 1) Презрением 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.

УЭ-4.

Приучить
преобразовать
причудливый
прехороший
приморский
пристроить
президент
привилегия
претензия
премировать
прекрасный
присесть
присвоить
премудрый
прилечь
преодолеть
пригодный
претихий
приватизация
премьера
престранный
привязать
пренеприятный
прикупить
прервать
приклеить
предобрый
престиж
примадонна
приоритет
И
Е
И
Е
И
И
Е
И
Е
Е
Е
И
И
Е
И
Е
И
Е
И
Е
Е
И
Е
И
Е
И
Е
Е
И
И

УЭ-5.

Проверяет учитель.

Лист учета контроля

Ф.И.О. ученика _______________________________________ _______(баллы)

Учебный
элемент (УЭ)
Количество баллов по номерам заданий Кол-во
баллов
Оценки
№1 №2 №3 №4 №5
УЭ-1              
УЭ-2              
УЭ-3              
УЭ-4              
УЭ-5              
Итого:              

Использованная литература

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. «Тригон», С-Петербург, 1998.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.