Ход урока
УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | Время | |||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 | Тема урока: «Повторение и обобщение
изученного о правописании приставках ПРЕ -, ПРИ-». Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-», вы уже узнали:
Сегодня на уроке – практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки правописания приставок ПРЕ -, ПРИ-. Интегрированная цель урока. В процессе работы вы должны: – обобщить и систематизировать знания о правописании приставок
ПРЕ -, ПРИ-; |
2 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Цель: – повторить учебный материал о
правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-; |
Внимательно прочитай цель УЭ. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Тест по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-» 1. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРИ-: А) имеет значение, сходное со значением слова «очень»; 2. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-: А) значением; 3. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких – ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, озаглавив «Имеет значение», в 1-ый столбик – ПРЕ -, во 2-ой – ПРИ-: а) сходное со значением слова «очень»; |
Запиши в тетради число, тему урока. Внимательно прочитай вопрос. Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос. |
6 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ.
|
Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель:
– обобщить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-; |
Внимательно прочитай цель. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Внимательно прочитай слова. Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести. Заполни таблицу:
|
Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика. | 8 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Внимательно прочитай и запиши данные
словосочетания. Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь. |
Объясни письменно выбор Е-И в приставках. | 8 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Найди «лишнее» слово. А) Пр_возносить,
пр_восходить, пр_надлежать, пр-вратить. |
Запиши три слова, убрав «лишнее». Разбери слова по составу. | 7 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Внимательно прочитай «отрезки» слов. …сутствовать,
…тяжение, …глашение, …ручать, |
Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ -, ПРИ– и запиши полученные слова. | 8 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Внимательно прочитай словосочетания.
|
Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ– или ПРИ-. | 7 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ.
Итого: 35 баллов. |
Проверь свою работу «по ключу». Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок. |
3 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица оценки
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Прочитай стихотворные тексты.
|
Найди и выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРИ- | 3 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив. | Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь. | 7 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Прочитай внимательно предложения. 1) Лев с презрением отвернулся от Великого обманщика. 2) «Сердце делает многих людей несчастными,– сказал Гудвин. – Не очень большое преимущество – иметь сердце». 3) Ей надоело такое бессмысленное времяпрепровождение. 4) Но тут пришла новая напасть: все другие коронованные олени возненавидели его и преследовали всеми возможными способами. [2] |
Выпиши слова, в которых трудно объяснить значение приставки ПРЕ-. | 6 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ.
|
Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл. | 3 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-4 | Цель: проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-». | |||||||||||||||||||||||||||||||
Работа по перфокартам
|
8 мин. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Ключ.
|
Пользуясь «ключом», выполни взаимопроверку. Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки. |
2 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-5 | Цель: развивать речь учащихся и умение составлять текст по опорным словам. | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. Давай пофантазируем. Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете. Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. [2] |
Запиши слова в тетрадь. Попробуй составить с этими словами предложения, описывающие твое путешествие. А если сможешь, напиши целый рассказ. Работу заверши дома. |
8 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-6 | Цель: подведение итогов урока. Реализованы ли цели и задачи урока-модуля? |
2 мин. |
Ключи.
УЭ-1.
1) Б;
2) А;
3) ПРЕ-
А, Г.
ПРИ-
А, В, Д, Е.
УЭ-2.
1.
=очень = ПЕРЕ- превосходный превозмочь превысить превратить презирать преграда преклонение преемственность преотличный прекращать пресерьезный преображаться преувеличение преодолеть преподнести прервать преследовать преступление
2. Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).
3. А) Превозносить, превосходить, превратить.
Б) Приноровиться, приналечь, притягивать.
В) Приниженный, приплюснутый, привязчивый.
Г) Преодолеть, прекратить, пренебречь.
4. Присутствовать, притяжение, приглашение, приручать, придумывать, превосходный, приветливый, прекратить, превозмогать, приспособление, приключение, привлекательный, привычка, привязанность, препятствие, приятель, преградить, преподаватель, причудливый, приступил.
5. Очень веселый – превеселый
Близко от школы – пришкольный
Немного поднял – приподнял
Ненадолго остановился – приостановился
Очень мудрый – премудрый
Слегка дотронулся – прикоснулся
Самый-самый добрый – предобрый
Очень противный – препротивный
Не совсем заглушил –приглушил
Чуть-чуть открыл – приоткрыл
УЭ-3
1. 1) Признаюсь, привык; 2) привет; 3) приключилось.
2. Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.
3. 1) Презрением 2) преимущество; 3) времяпрепровождение; 4) преследовали.
УЭ-4.
Приучить
преобразовать
причудливый
прехороший
приморский
пристроить
президент
привилегия
претензия
премироватьпрекрасный
присесть
присвоить
премудрый
прилечь
преодолеть
пригодный
претихий
приватизация
премьерапрестранный
привязать
пренеприятный
прикупить
прервать
приклеить
предобрый
престиж
примадонна
приоритет
И
Е
И
Е
И
И
Е
И
Е
ЕЕ
И
И
Е
И
Е
И
Е
И
ЕЕ
И
Е
И
Е
И
Е
Е
И
И
УЭ-5.
Проверяет учитель.
Лист учета контроля
Ф.И.О. ученика _______________________________________ _______(баллы)
Учебный элемент (УЭ) |
Количество баллов по номерам заданий | Кол-во баллов |
Оценки | ||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |||
УЭ-1 | |||||||
УЭ-2 | |||||||
УЭ-3 | |||||||
УЭ-4 | |||||||
УЭ-5 | |||||||
Итого: |
Использованная литература
- Александрова Г