Тест как форма контроля при обучении французскому языку

Разделы: Иностранные языки


Тестирование – это форма контроля (и обучения) с помощью проведения и использования теста.

Тест – это комплекс заданий подготовленных в соответствии с определенными требованиями, прошедших апробацию с целью выявления коммуникативных компетенций (знаний, умений, навыков) учащихся.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Контроль представляет собой сложное дидактическое целое, в котором тесно переплетаются деятельность учителя и учащихся.

В результате контроля учитель:

  • получает информацию о качестве своей педагогической и предметной компетентности;
  • анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методические ошибки;
  • правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно распределяет учебное время;
  • получая сведения о результатах работы класса в целом и каждого обучаемого в отдельности, учитель планирует и организует дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Для обучаемого значение контроля заключается в том, что контроль:

  • стимулирует учебную деятельность;
  • повышает мотивацию обучения;
  • позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.

Специфика теста как формы контроля заключается в следующем :

  1. Тест проводится в равных для всех испытуемых условиях: одинаковый по объему и сложности материал, одно и то же время.
  2. Тест характеризуется квалиметрическими качествами, т.е. количественным выражением качества выполнения задания.
  3. Тест характеризуется экономичностью, так как четкая определенность форм и содержание задания позволяют проверить одновременно большую группу обучаемых и значительный объем материала.
  4. Тщательность подготовки теста в соответствии с определенными разработанными правилами и предварительной экспериментальной проверкой для совершенствования редакции теста.
  5. Строгая регламентация процедуры тестирования.

Выделяют следующие подгруппы тестов:

1. По статусу контролирующей программы:

  • Стандартизированные тесты. Это официально зарегистрированные тесты, составленные специалистами и проведенные на большом числе испытуемых. Например, при проведении ЕГЭ используются стандартизированные тесты.
  • Нестандартизированные тесты. Это тесты, составленные одним или группой преподавателей. Они применяются в зависимости от конкретных задач в течение учебного года.

2. По виду осуществляемого контроля:

  • Тесты текущего контроля. Текущий контроль самый распространенный и эффективный контроль, когда речь идет о систематической проверке усвоения языкового материала и овладения различными видами речевой деятельности. Он осуществляется по ходу прохождения программы.
  • Тесты рубежного контроля. Рубежный контроль направлен на выявление результатов на определенном этапе обучения иностранному языку (по окончании учебной четверти, семестра, полугодия).
  • Тесты тематического контроля. Тематический контроль проводится по завершении изучения темы (речевого общения), он позволяет контролировать уровень развития умений и навыков по теме. Важным показателем эффективности тематического и рубежного контроля является уровень сформированности навыков самоконтроля у обучаемых.
  • Тесты итогового контроля. Итоговый контроль устанавливает уровень сформированности коммуникативной компетенции в аудировании, чтении, письме, говорении по окончанию изучения курса иностранного языка. Одна из важных сфер применения итогового контроля – аттестация учеников общеобразовательных учреждений, т. е. установление соответствия уровня и качества подготовки учащихся требованиям образовательных стандартов по французскому языку.

Классификация тестов по формальным (внешним) признакам делиться на группы:

1. По структуре и способу формирования ответа:

  • избирательные тесты;
  • тесты со свободно конструируемым ответом.

2. По характеру выборочных ответов:

  • альтернативные тесты;
  • тесты множественного выбора;
  • тесты перекрестного выбора;

3. По гомогенности заданий:

  • тесты на скорость, состоящие из равнотрудных заданий;
  • тесты на сложность, состоящие из все более усложняющихся к концу заданий.
  • тесты на сложность, состоящие из все более усложняющихся вопросов к концу задания.

Для того чтобы тест по иностранному языку был качественным измерителем, он должен обладать рядом следующих характеристик:

  • Валидность означает пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводилось тестировании.
  • Надежность отражает степень постоянства, стабильность результатов тестирования.
  • Экономичность теста – возможность конкретного теста дать максимум достоверной информации об испытуемом при минимальных затратах времени и усилий на составление, проведение и проверку теста.
  • Аутентичность или подлинность теста достигается через выбор аутентичных тестов, создание тестовых ситуаций, приближенных к реальным условиям обучения.

Формы тестов:

  • Задания закрытой формы предлагают выбор ответов из нескольких предложенных вариантов. Варианты неправильных ответов называют дистракторами, отвлекающими ответами. Эти задания широко используются в практике массового тестирования.
  • Задания открытой формы (нет подсказок) предполагают самостоятельное конструирование ответа без опоры на предложенные варианты. К ним относятся задания двух видов: задания с кратким ответом и задания с развернутым ответом.

К заданиям закрытой формы относятся задания альтернативного выбора и задания множественного выбора.

Задания альтернативного выбора или задания с двумя вариантами ответов (vrai/faux, oui/non).

Примеры.
Прослушайте интервью и выполните задания 3-5. Определите, какое из приведенных утверждений соответствуют содержанию текста, а какие не соответствуют. Обведите номер выбранного вами варианта ответа. Вы услышите запись запись дважды.

Задание 3. Yannick Noah s’intéresse plus à la vie des hommes qu’à la musique

1) Верно
2) Неверно

Задание 4. Yannick Noah aime être public.

1) Верно
2) Неверно

Задание 5. Il a beaucoup d’ amis et en fait toujours d’ autres.

1) Верно
2) Неверно

Текст для аудирования

Yannick Noah

Marc Beynié: Quel type de musique aimez-vous?

Yannick Noah: Au-dèla de la musique, j’aime mieux les hommes. Je m’intéresse à leur vie. La personne que je préfère est le guitarste américain Jimmy Hendrix. J’aime aussi la voile. Mon objectif est de partir pour une grand croisière, sur mon bateau. Il y a la paix de l’air, les éléments, la mer.

Marc Beynié: Vous parlez de calme, de tranquilité… Or, vous êtes toujours entre deux avions…

Yannick Noah: Le calme m’est vital. Sinon, je rentre, totalement, dans mon personnage d’homme public. C’est un jeu. Cet homme public ne correspond pas à la realité. Le calme permet de méditer sur les décisions à prendre, sans être influencé. Quand vous êtes connu, vous êtes entouré de gens qui vous disent perpétuellement du bien. Avec le temps, si vous n’écoutez que ces personnes, vous ne progressez plus.

Marc Beynié: Une fois célèbre, continue-t-on à se faire des amis ?

Yannick Noah: Je ne me fais plus d’amis. J’ai 3 amis. Il se trouve que ce sont сeux que je me suis faits en arrivant à Paris. On ne peut pas donner son amour, sa confiance et son respect à 50 personnes. On ne peut pas avoir 10 amis. (D’après Okapi)

Задания подобного типа проверяют, в какой степени испытуемый понимает отдельные факты прослушанного или прочитанного текста. Особенность – вопрос должен формулироваться в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие с утверждением.

Рекомендации по составлению заданий альтернативного выбора:

  1. Использовать утверждения, которые абсолютно правильны или неправильны.
  2. Утверждение не должно повторять фразу из текста.
  3. Использовать чаще неправильные утверждения, чем правильные (но не более чем на 15%)

Задания множественного выбора предполагают выбор одного (правильного) варианта из нескольких предложенных. Эти задания используются для проверки лексических и грамматических навыков, умений чтения и аудирования. Например:

– Выполните задания, выбрав один из предложенных ответов. В бланке ответов поставьте плюс (+) в клетке, номер которой соответствует номеру выбранноговами ответа.

Задание 7. Trouvez le synonyme.

Je me suis levé de bonne heure ce matin.

1) tôt
2) tard
3) à temps
4) à l’heure

Задание 8. Tu as écrit à tes parents? Non, je ne … ai pas écrit.

1) les
2) lui
3) leur
4) l’

В заданиях множественного выбора число ответов увеличивают от четырех до пяти. Место правильного ответа должно быть случайным.

Рекомендации по составлению заданий множественного выбора:

  1. Варианты ответов должны быть правдоподобными.
  2. Ответы не должны вытекать один из другого
  3. Ни один из дистрактов не должен являться частично правильным ответом.

Покажем на примере, как влияет на качество задания несоблюдение требований к дистракторам.

– Выполните задание, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

Задание 11. Il nous a lu la lettre qu’il … recevoir.

1) vient de
2) venait de
3) venir
4) va

(Oтвет: 2)

Цель задания – проверить знание такого грамматического явления, как согласование времен глаголов. Данное задание считается неудачным, так как дистрактор №3 отличается от правильного ответа по форме. Вместо одной из временных форм глагола «venir» используется инфинитив данного глагола. Такой дистрактор вряд ли будет привлекателен для испытуемых. Контрастным по форме и по содержанию является и дистрактор №4. Он был бы уместен, если проверялся навык употребления глаголов в futur immédiat и passé immédiat. Этот дистрактор является неправдоподобным и вряд ли будет выбран испытуемыми.

Для того чтобы задание стало корректным, можно использовать следующие дистракторы:

Задание 11

1) vient de
2) venait de
3) viendra de
4) viendrait de

(Oтвет: 2)

Следующее задание направлено на проверку понимания основного содержания прочитанного текста «Petit Chose».

– Выполните задание, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

Задание 12. La nuit le garçon tenait ses pieds entre ses mains parce que …

1) ils étaient gelés et ils voulait les réchauffer.
    caouchoucs.
2) il était parti sans souliers.
3) il n`avait aux pieds que de petits.
4) tout le monde dormait et ne pouvez pas le voir.

Для того чтобы выполнить это задание, не нужно читать текст. Достаточно прочитать следующее задание 13, чтобы найти правильный ответ. Им будет ответ 2. Данное задание не проверяет то умение, которое заявлено авторами, следовательно, не является валидным и не может быть использовано в тесте.

Задание 13. Le Petit chose avait froid aux pieds parce qu`il … sans souliers.

1) partita
2) partira
3) est parti
4) était parti

Рассмотрим теперь тестовые задания с открытой формой ответа. В заданиях с кратким ответом от тестируемого требуется закончить предложение, вписать вместо многоточия правильный ответ. В подобных заданиях ответ должен быть однозначным.

Задание 17. Lisez le texte. Complétez les phrases d’après le sens avec les mots du tableau. Mettez ces mots à la forme qui convient. Attention! Il y a un mot de trop.
Il est sept heures et demie. Nadine se lève, ouvre la fenêtre, regarde le ciel. Avant de passer dans la salle de bains, elle 1)... en marche la cafetière électrique. Elle s’habille rapidement. « Vite! Le café est sûrement 2)... » Elle déjeune en quelques minutes. Il faut se dépêcher. Elle fait claquer la porte. Elle s’impatiente et descend quatre à quatre les escaliers. Elle 3) ... un coup d’oeil dans la boîte aux lettres. Du corrier? Oui! Une lettre par avion. C’est Jean-Paul.
jeter, prêt, mettre, noir

(Ответ: 1 – met, 2 – prêt, 3 – jette.)

Это задание направлено на проверку лексико-грамматических навыков.

Рекомендации к составлению заданий с кратким ответом:

  • Каждое задание нацелено на одно дополнение, место которого обозначается точками.
  • Для заполнения пропуска отбирается наиболее важная информация.
  • Использование такой формы задания предполагает наличие эталона, в качестве которого выступает правильный ответ.

Задания с развернутым ответом используются для проверки коммуникативных умений письменной речи и говорения. В этих заданиях тестируемый конструирует свой ответ в соответствии с четко описанной тестовой ситуацией. Например:

Задание 18. Pendant les vacances vous avez rencontré une nouvelle amie française. Ecrivez-lui une lettre. Racontrez – lui la rentrée. Parlez-lui de votre classe… (En 100–140 mots.)

Выполнение таких заданий требует от испытуемого демонстрации различных умений. Из-за разнообразия привлекаемых умений, объекты контроля становятся трудноизмеримыми, в оценке появляется субъективизм. С другой стороны, в этих заданиях исключается вероятность угадывания.
Сравнительный анализ различных форм тестовых заданий позволяет сделать вывод о том, что при разработке тестов по иностранному языку, целью обучения которому является формирование коммуникативной компетенции в совокупности составляющих ее знаний, языковых навыков и речевых умений, необходимо адекватное сочетание при обучении и контроле разных форм тестовых заданий. Тем самым повышается качество измерения. Преимущество остается за заданиями открытой формы.

Преимуществами тестирования на сегодняшний день являются:

  • Единые для всей страны требования.
  • Отсутствие субъективизма.
  • Независимость итоговой оценки выпускника от мнения учителя или учебного заведения.
  • Высокая точность измерения.

Приложение 1