Цель: показать живительную силу воды, сравнить климат пустыни и климат КБР, растения пустыни и КБР. Научить пользоваться картой природных зон.
Оборудование: карта природных зон России, гербарий растений пустыни и растений КБР, таблица по теме «Пустыни», доклады учащихся на тему «Растительный мир КБР», записи на доске.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
(Повторение предусматривает различные виды опроса в зависимости от уровня знаний учащихся.)
Итак, на прошлом уроке мы установили, что там, где есть вода, там есть жизнь. Учитель обращается к ребятам с просьбой доказать, что утверждение «вода-это жизнь» действительно верно.
Показать зависимость между количеством воды с одной стороны и растениями и животными с другой. Причем эту зависимость рассмотреть на примере разных природных зон.
Материал, иллюстрирующий разнообразие видов растений и животных и их приспособленность к разному количеству воды очень ярок и многообразен.
Какие условия необходимы для жизни растений? Чтобы ответить на этот вопрос, была проведена практическая работа.
Задача: выявить значение воды для роста и развития растений. Проведен опыт с проращиванием семян фасоли.
В две баночки, где лежат семена фасоли, наливали разное количество воды. Наблюдали семь дней. Сравнили с семенами, которые не замачивали.
– Какой вывод можно сделать о значении воды для жизни растений?
– Какие комнатные растения есть дома? Какие условия необходимы, чтобы они хорошо развивались?
III. Подготовительная работа к изучению нового материала.
– Узнать, о природе какой зоны мы будем сегодня говорить.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как лед
Неслышно плывет.
Желтая птица
Сегодня мы будем говорить о зоне пустынь.
Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами. Голубое – это небо. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары -вот такая пустыня.
План изучения природы пустыни.
А. Поверхность земли пустыни.
Б. Погода.
В. Реки.
Г. Растения и животные пустыни.
IV. Изучение нового материала.
Каким цветом обозначена пустыня на карте природных зон?
– На карте пустыни обозначаются желтым цветом. В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря. (Показ проводится с помощью учителя).
Лето в пустыне продолжается пять месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30°С, местами жара доходит до +40 +50°С в тени.
Зима по сравнению с летом суровая, длится она два-три месяца. Средняя зимняя температура в пустыне -12°С. Снеговой покров невелик (10см).
На основе сказанного попробуем определить основные отличительные признаки пустыни и сравнить их с признаками КБР.
Погода | Кабардино-Балкария | Зона пустынь |
Лето | 3 месяца, температура +22-25°С | 5 месяцев, +30 +50°С |
Зима | 3 месяца, -15°С | 2-3 месяца, -12°С |
Осадки | Много | Мало |
В пустыне сухость, обилие света, жара. Поскольку солнце зимой и летом стоит высоко над горизонтом, здесь много света и тепла, пустыни расположены далеко от океанов, но близко к экватору, поэтому мало осадков.
Растения в пустынях встречаются редко. Это травы и кустарники с крохотными кожистыми листочками и очень длинными корнями. Мелкие листья мало испаряют влаги, а длинными корнями растение достает воду из глубоких слоев земли. Все растения пустыни закрепляют, останавливают пески.
Животные.
Животные Кабардино-Балкарии .
Заяц, волк, медведь, лисица, кабан.
Животные пустыни.
Верблюд, антилопа, кулан, варан.
Отличительные признаки животных пустыни в том, что они долгое время могут обходиться без воды. В минуту опасности они зарываются в песок, быстро бегают, питаются сухими, жесткими и колючими травами.
Далее просмотр фрагмента видеофильма. Дети узнают о варане: какая это ящерица и чем она отличается от других ящериц; о куланах: что помогает им выжить в пустыне. Теперь попробуйте отгадать загадку:
Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд)
Учитель предлагает составить рассказ о верблюде, используя план:
- Внешний вид.
- Повадки.
- Питание.
- Польза. Значение.
Сравнить с животными, живущими в КБР.
V. Закрепление нового материала.
Назовите особенности растений, животных зоны пустынь и КБР.
Кабардино-Балкария | Пустыня |
Растения: имеют большую крону. Растут деревья лесной зоны: осина, дуб, сосна, ель, береза. | имеют длинные корни и маленькую крону (колючки – видоизмененные листья) |
Животные: имеют достаточное количество воды, меняют цвет шерсти, в связи с изменением времен года. Защитная окраска тела всегда совпадает с цветом деревьев. | долгое время могут обходиться без воды, пробегать большие расстояния в поисках воды, защитная реакция – цвет кожи (желтый). Зарываются в песок. Могут надолго впадать в спячку (ящерицы, черепахи). |
VI. Итог урока.
Необходимо, чтобы дети выразили свое отношение к зоне пустыне, её обитателям, к животному и растительному миру КБР. Это способствует воспитанию у школьников бережного отношения к природе.