Обращение к национальной самобытности в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современном российском обществе, оказывают непосредственное влияние на школу. Вследствие возросшей миграции населения школы России стали преимущественно многонациональными, поэтому воспитание у школьников культуры межнационального общения становится одной из главных воспитательных задач. Решение данной задачи связано с формированием у учащихся уважения друг к другу, развитием интереса к истории своей страны и к национальным обычаям разных народов, с формированием толерантности школьников.

Большие возможности для включения сведений этнического характера представляются на уроках родного языка, литературы, истории, географии. Поговорки, загадки, народные сказки, потешки, обряды представляют огромный интерес для школьников разных возрастов.

На уроках родного языка и литературы особый интерес вызывают народные пословицы, в которых заключена мудрость и колорит отдельно взятой народности. Дети с удовольствием сравнивают смысл той или иной пословицы, учатся находить в них общее, соотносят их содержание с конкретной жизненной ситуацией. Например, учащимся легко сравнить смысл армянской пословицы “Бывает, что молчание - золото, а слово - серебро, бывает и слово — золото, а молчание - серебро” со смыслом русской пословицы “Молчание - золото”; схожи пословицы “Слово — не полова, на ветер не выбросишь” (украинская) и “Слово не воробей, вылетит — не поймаешь” (русская).

На уроках литературы необходимо не только знакомить учащихся со сказками народов мира, но и учить школьников сопоставлять их, находить в них общее, например идею добра, справедливости и т. д. Учащиеся с удовольствием сопоставляют героев сказок, сравнивают содержание фольклорных произведений, рассуждают о самобытности народных творений, например, сравнивая грузинскую сказку “Гость -старик” и русскую “Старик и волк”, грузинскую сказку “Об Олененке и Елене Прекрасной” и русскую сказку “Иван-царевич, жар-птица и серый волк”.

Знакомясь с фольклором разных народов, учащиеся постигают национальные традиции, узнают об особенностях национального костюма, своеобразием быта другого народа. Очень важно на уроках не только познакомить учеников с новыми для них понятиями, фактами, связанными с национальными особенностями какого-нибудь народа, но и привить интерес и уважение к этническим особенностям народностей, населяющих нашу большую страну.

На уроках географии учащимся предоставляется возможность совершить заочное или видеопутешествие в тот или иной край, познакомиться с обычаями жителей данной области. Леса Коми, вулканы Камчатки, озеро Байкал и т. д. - все это природное достояние нашей страны, достояние разных народов. Узнавая о численности той или иной нации, народностей, узнавая о территории, на которой проживают народности, о реках, горах и других географических и экономических особенностях населения, живущего в отдаленных регионах, у школьников воспитывается чувство гордости за свою Родину, уважение к ее народу.

На уроках технического труда учащиеся могут узнать о самобытности народных мастеров, о своеобразии народных промыслов, могут научиться выполнять некоторые традиционные для своего народа изделия. Результатом плодотворной работы педагогов в этом направлении становятся выставки работ учащихся “Народный деревянный промысел”, “Мы – потомки известных мастеров” и т.д. Учащиеся приникают уважением к народному мастерству, у них самих возникает стремление продолжить народные промыслы.

Воспитательное воздействие на учащихся оказывает участие в работе школьного краеведческого кружка. Экскурсии по историческим местам своего города, района, исследовательская деятельность, связанная с изучением жизни края, где ты вырос и живешь, обогащают нравственный мир учеников.

Во внеклассной работе в направлении приобщения учащихся к национальной самобытности большое значение имеет и фольклорной ансамбль. Здесь дети узнают много народных песен, потешек, национальных игр, танцы своего народа. С большим удовольствием школьники участвуют в представлениях: “Проводы русской зимы”, “Народные посиделки”, “Богатырские забавы разных народов” и т.д.

Народные традиции широко и глубоко захватывают душу подрастающего человека. Отсюда их огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственности у школьников.

Эффективность учебно-воспитательной работы зависит от грамотного, бережного, уважительного отношения педагогов к национальным традициям и обычаям народов нашей страны. Воспитание, опирающееся на народные традиции, на национально-культурные обычаи, на уважение к самобытности любого народа, - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса современной школы.