Цель: помочь учащимся десятых классов адаптироваться к обучению на новой ступени школьного образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации к новому виду учебной деятельности, более осознанно относиться к учению;
- оптимизировать образовательный процесс; определить основные проблемы, возникающие у учащихся, и пути их решения;
- сформировать мотивацию учения и выработать ценные для личности побуждения.
Ведущий: Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть некой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого мало.
Современные молодые люди, в соответствии с концепцией модернизации российского образования, должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Сегодня мы с вами попробуем найти ответы на вопросы: может ли традиционное образование подготовить выпускника с такими качествами? Как “создать” такого выпускника, которого требует от нас государство? Какие проблемы возникают при этом?
Итак, тема круглого стола: “Особенности организации учебного труда десятиклассника”.
Давайте попробуем расставить приоритеты в отношении ученика-старшеклассника к учебной деятельности.
Мы постараемся рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. И я представляю участников круглого стола:
специалист отдела ОКСиДМ - _____________ ;
директор школы - _______________________ ;
заместитель директора по УВР - ___________________ ;
заместитель директора по МР - __________________ ;
школьный психолог - __________________ ;
редактор местной газеты - ________________ ;
представители школьного родительского комитета - _______________________ .
Ну и, конечно же, те, ради кого этот вопрос вынесен на обсуждение – учащиеся десятых классов.
Основными вопросы работы нашего круглого стола:
- Знакомство десятиклассников с особенностями учебно-воспитательного процесса старших школьников.
- Консультации по организации учебного труда десятиклассника.
- Помощь психолога в адаптации учащихся 10-х классов к особенностям учебного процесса.
Несколько слов о том, каким образом мы будем работать. В ваших руках по три карточки: красная, зеленая и карточка с вопросительным знаком. Для голосования вам потребуются карточки красные и зеленые. Красная означает ответ “нет” или “не согласен”, зеленая - “да” или “согласен”. Если у вас возникает вопрос, вам необходимо поднять карточку с вопросительным знаком. Если вы желаете высказать свое мнение, поддержать обсуждаемый вопрос, то воспользуйтесь зеленой карточкой, если вы не согласны, и хотите возразить, то поднимите красную.
Итак, мы начинаем…
Первый вопрос будет такой: вы определились с выбором профессии? (Голосуем)
Вопрос тем, кто не определился: Что вам мешает с определением вашего профессионального будущего? (ответы)
Вопрос тем, кто определился: Что повлияло на ваш выбор? (ответы)
Специалисты считают, что выбор будущей профессии оптимален в 10 классе.
Вы согласны с мнением специалистов? (голосуем)
Вопрос тем, кто не согласен: Когда, по вашему мнению, необходимо определится с выбором профессии? (ответы)
Вопрос тем, кто согласен. Почему именно в этот период необходимо сделать выбор? (ответы)
Для того, чтобы стать специалистом, необходимо получить образование, а для этого, в свою очередь, необходима соответствующая подготовка, т.е. нужно сдать вступительные экзамены.
Выпускные и вступительные экзамены в настоящее время сдаются в форме ЕГЭ. Что вы знаете о такой форме проведения экзамена? (ответы)
Какие, на ваш взгляд, положительные и отрицательные моменты в ЕГЭ? (ответы)
ЕГЭ совсем не страшен, но является достаточно серьезным испытанием не только для выпускников, но и для родителей. Балл, полученный на экзамене, играет очень значимую роль в вашей судьбе. ЕГЭ оценивается по 100-бальной шкале. Что означают эти баллы в переводе на обычные школьные оценки? (Слово заместителю директора по УВР)
Как сделать так, чтобы не просто сдать ЕГЭ, не просто “переползти” барьер минимального проходного балла, а сдать его достойно? Сдать так, чтобы для вас были открыты двери престижных учебных заведений? (ответы из зала)
Конечно, нужно определиться с предметами, которые вы будете сдавать, как можно раньше. Это позволит иметь достаточно большой промежуток времени для подготовки к итоговой аттестации.
Вы, конечно, обратили внимание, что у вас значительно сократилось количество часов на изучение общеобразовательных предметов.
Как вы считаете, для чего предпринят такой шаг? (ответы)
В стратегии модернизации содержания образования сказано: “уменьшить долю обязательных часов в учебном плане по мере продвижения к старшим ступеням образования, увеличить время на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность)”.
Доля самостоятельной работы учащихся старших классов должна достигать 80% и только 20% - это аудиторная занятость.
Вам дается уникальная возможность самим определять, что вам интересно и в каком направлении вы будете заниматься, т.е. формировать индивидуальный учебный план. Вы получаете на уроках обязательный образовательный минимум. Если вам необходим более высокий уровень знаний по каким-либо предметам, вы сами определяете, как получить эти знания. Это могут быть факультативы, элективные курсы, индивидуальные дополнительные занятия, занятия, например, в ДШИ, дистанционное обучение и т.д.
Таким образом, каждый сам ищет пути и получает тот уровень образования, который ему необходим.
А что получается у нас? Из года в год происходит резкое снижение успеваемости учащихся 10-х классов. И это уже проблема! Мы согласны, что после сдачи экзаменов в 9 классе вы устали, вам хочется отдохнуть, но у вас просто нет для этого времени! Потеря этого времени, как правило, сказывается чуть позже, когда приходит время сдавать ЕГЭ, тогда так не хватает времени на то, чтобы чуть-чуть доучить, чуть-чуть дочитать, углубить свои знания. Потому что, может того единственного балла, “который вы потеряли” за этот период вам не хватит для поступления в желаемое учебное заведение, не хватит для получения профессии, которую вы бы хотели получить
Как вы считаете, значение факультативов для учащихся 5 – 9 классов и учащихся 10 -11 классов одинаково? (ответы)
В старших классах, наверно, наибольший упор на факультативах идет на углубление знаний, меньше - на коррекцию знаний.
Каким еще образом можно повысить уровень своего образования, научиться неординарно мыслить, находить необычные пути решения? (ответы)
(Подводим участников к необходимости участия в различных проектах, олимпиадах и конкурсах.)
В настоящее время значительно увеличилось количество олимпиад, конкурсов, проектов. Благодаря всемирной глобальной сети Интернет, мы узнали о многих из них, получили возможность посоревноваться с учащимися других школ и даже стран.
Как вы считаете, какую роль играют эти мероприятия в вашем образовании? (ответы)
При переходе на новую ступень обучения учащиеся испытывают определенные трудности, идет так называемый адаптационный период. Как справиться с этими трудностями? Как легко преодолеть этот период? Попросим помочь в этом нашего психолога – __________ . (Вопросы к психологу.)
Завершая нашу работу, выделяем круг вопросов, ответы на которые каждый из вас будет давать себе сам. Попробуйте определить основные пункты.
- Постановка цели (Для чего, или кого вы учитесь?)
- Определить основные направления деятельности.
- Выбрать верные средства достижения цели.
- Получить желаемый результат.
Закончим наше мероприятие словами из известной притчи: “ВСЕ В ВАШИХ РУКАХ!”.
Спасибо всем участникам за работу. Надеемся, что наш сегодняшний разговор даст свои плоды.