Цель проведения интегрированного урока: создание у учащихся целостного представления об окружающем мире, формирование умения применять полученные знания в различных областях.
Вид урока: интегрированный
Тип урока: повторительно-обобщающий
Методы работы:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- исследовательский.
Технологии:
- личностно ориентированная технология;
- компьютерная технология;
- проблемно-исследовательская технология.
Цели:
Математика:
- Повторение, систематизация знаний учащихся, закрепление навыков решения по теме "Решение простейших логарифмических уравнений"; проверка умений применять теоретический материал при решении уравнений, подготовка к ЕГЭ.
- Развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, навыков работы в группе, развитие аналитического и логического мышления, памяти.
- Воспитание аккуратности и внимания, воли и упорства для достижения конечных результатов, умение вести диалог.
Информатика:
1. формирование умения применять полученные на уроках информатике знаний при решении конкретных задач в различных областях;
2. повысить интерес к учебному материалу, развивать кругозор и умение вести грамотный диалог с компьютером, правильно применять специальные термины и свободно оперировать ими;
3. воспитывать общую и информационную культуру, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к школьной технике.
Оборудование:
- компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран
- презентация "Решение простейших логарифмических уравнений", тест "решение простейших логарифмических уравнений" ( программа) , карточки с заданиями, QBasic/
Ход урока
1. Оргмомент.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках алгебры и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач. Мы закончили повторение показательных уравнений и неравенств. Тема сегодняшнего урока: "Решение простейших показательных уравнений.". Как вы думаете, что нужно знать, повторить, чтобы решать эти уравнения?( определение логарифма, свойства логарифмов, способы решение логарифмических уравнений).Это - необходимо для успешного выполнения заданий из ЕГЭ
2. Проверка домашнего задания. ( один человек выносит решение домашнего задания на доску)
Я прошу показать на доске решение задания №3 из домашней работы.
Решить систему уравнений:
Решение:
Пусть =t, t>0
=-2
, tgx=0, x=,т.к.Cosx>0, x=2 -5Cosx=0 , ,, , 15y=25 , y=, )3. Актуализация знаний. ( используется презентация)
1) Что называется логарифмом? Привести пример. (Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание a ,чтобы получить число b ;пример )
2) Вспомним свойства логарифмов. Необходимо к левой части равенства найти соответствующую правую часть.
1. = 1. 6 6 2.= 2. 4 4 3. 3. п 8 8 4 . 4. 3 3 5. 5. 9 9 6. 6. в 5 или 2 5 или 2 7. 7. 5 или 2 5 или 2 8. 8. 1 9. 9. 7
3) Назовите основные способы решения логарифмических уравнений.
- метод использования определения логарифма,
- метод введения новой переменной;
- функционально-графический метод;
- метод разложения на множители;
- потенцирование.
4) Устный счет. Реши уравнения: а); б) ;
в) Принадлежит ли корень уравнения отрезку ?;
г) Является ли число 2 корнем уравнения ?; Решить уравнение и если оно имеет более одного корня, найти их произведение .
4. Решение простейших логарифмических уравнений.
Сейчас решим несколько уравнений в тетрадях. Два человека работают у доски-остальные самостоятельно. Далее проверяем и объясняем ход решения.
а)
х+2=5х-4
-4х=-6
Х=1,5
ОДЗ: х+2
х
Ответ: х=1,5
б)
35х=70
х=2
ОДЗ :7х
х
Ответ: х=2
В)
2х+1=
2х+1=121
2х=120
Х=60
ОДЗ: 2х+1
2х
х
Ответ: х=60
Ребята, давайте для простейших логарифмических уравнений составим
Алгоритм их решения.
1. Привести уравнение к виду ,используя различные свойства логарифмов.
2. Использовать определение логарифма
3. ОДЗ.
4. Записать ответ с учетом ОДЗ,
Слово учителю информатики.
Хочу напомнить вам, что одна из целей сегодняшнего урока: формирование умения применять полученные на уроках информатике знания при решении математических задач, а именно - решение простейших логарифмических уравнений с помощью компьютера. Перед вами алгоритм решения логарифмического уравнения. Давайте переведем данный алгоритм на машинный язык - Qbasic. Один юный информатик облегчил вам задачу - при изучении данной темы он написал программу по решению логарифмических уравнений, но допустил несколько ошибок-неточностей: как логических так и синтаксических. Ваша задача: найти ошибки, исправить и проверить правильность выполнения программы. Работать вы будете в группах по 4 человека. У каждой группы 3 листка-задания: первый - "программа юного программиста" с ошибками - вы должны проанализировать, найти ошибки и исправить их; второй - оценочный бланк - в нем вы должны поставить каждому члену команды обоснованную оценку; третий - карточка с заданиями, которую вы должны заполнить с помощью исправленной программы. Оценки получит первая команда нашедшая ошибки, как только найдете и исправите ошибки - поднимайте руку! Удачи!
5. Работа в группах. - исправляют ошибки (приложение 1) и оценивают свою работу в группе (приложение 2)
НЕПРАВИЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
10 REM Решение простейших логарифмических уравнений
20 CLS
30 INRUT "Ввести основание логарифма"; A
40 IF A<0 THEN PRINT "Введено неверное основание
логарифма"
50 GOTO 30
60 INPUT "C="; C
70 INPUT "B="; B
80 INPUT "M="; M
90 X=(C^A - B)/M
100 D= B + M*X
110 IF D<=0 THEN PRINT " Решений нет" ESLE PRINT "X="
120 END
ПРАВИЛЬНАЯ ПРОГРАММА:
10 REM Решение простейших логарифмических уравнений
20 CLS
30 INPUT "Ввести основание логарифма"; A
40 IF A<0 OR A=1 THEN PRINT "Введено неверное
основание логарифма"
50 GOTO 30
60 INPUT "C="; C
70 INPUT "B="; B
80 INPUT "M="; M
90 X=(A^C - B)/M
100 D= B + M*X
110 IF D<=0 THEN PRINT " Решений нет" ELSE PRINT
"X="; X
120 END
6. Работа на компьютере.
- учащиеся исправляют ошибки на компьютере и при проверки правильности работы программы заполняют третий бланк (приложение 3)
7. Тестирование. А сейчас мы проведем тестирование на компьютере. Необходимо решить уравнение и выбрать правильный ответ. Компьютер поставит вам оценку. Удачи!
1).
А.24
Б.6
В.2
Г.72
2).
А.3
Б.4
В.-0,5
Г.-2
3).
А.0,5
Б.0
В.5
Г.2
4).=1
А.2
Б. 5
В.3
Г.1
5).
А.3
Б.0
В.5
Г.9
8. Итог урока Сегодня мы повторили решение простейших логарифмических уравнений. Мы довольны результатами работы.
Выставление оценок: алгебра - компьютер, информатика - учитель.
9. Домашнее задание.
Решить уравнения:
1.
2.
3. 1-lg(x2+1)=0
4.
5. - =6