Данная воспитательная программа строится на основе использования гендерного и деятельностно-компетентностного подходов к воспитанию.
Гендерный подход обусловлен особенностями создания класса. Класс состоит только из девочек. Суть данного подхода состоит в том, чтобы внедрить комплекс мер для обеспечения максимального учета их интересов . Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола. Противопоставить этому можно только продуманную систему воспитательных мер, основанных на учете гендерных особенностей девушек и тесном сотрудничестве с их родителями. При гендерном подходе к обучению и воспитанию особенно актуальным является единство действий учителя и родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
Как утверждают психологи, у девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Поэтому важно вовлечь их в такую общественно-значимую деятельность, где они в полной мере смогут реализовать креативные способности. Деятельностный подход позволяет решить эти задачи оптимальным образом и сформировать основные компетенции:
- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных (Когнитивная сфера);
- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
- компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);
- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Программа рассчитана на четыре года, и проходит апробацию в среднем звене четвёртый год.
Цели.
Задачи.
1. Формирование и развитие классного коллектива.
2. Создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
3. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
4. Защита прав и интересов обучающихся.
5. Развивать творческую деятельность через КТД.
6. Гуманизация отношений между обучающимися в коллективе.
7. Организация социально-значимой, творческой деятельности воспитанников в классном обществе через развитие ученического самоуправлении
Основные принципы воспитательной работы.
1. Сотрудничество в процессе совместного определения значимых перспектив и путей преодоления трудностей в их реализации, решение социально значимых задач. 2. Уважение личности ребенка. 3. Самостоятельность и самоуправление, что проявлялось через работу Совета класса, четкое распределение обязанностей в классе и совместное обсуждение проблем. 4. Принцип объединяющей деятельности. Для реализации этих принципов основными формами работы являются совместные практико-ориентированные проекты ( коллективные творческие дела). В процессе активной совместной деятельности идет выработка традиций класса.
Формы работы классного руководителя с детьми.
- Игровые.
- Дискуссионные.
- Состязательные.
- Творческого труда.
- Тренинги.
- Художественного творчества.
- Диагностические исследования.
- Познавательные.
Формы проведения мероприятий.
- Работа в музее.
- Классный час.
- Праздники, спортивные праздники.
- Акции.
- Конкурсы рисунков, стихов, сочинений .
- Фотовыставки.
- Экскурсии.
- Игры.
- КВН.
- Театрализованное представление.
- Исследовательская работа.
- Семейные викторины.
- Классное самоуправление.
Формы работы с родителями.
- Изучение воспитательного потенциала семьи.
- Психолого-педагогический всеобуч родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Индивидуальная работа с родителями.
Прогнозируемые результаты программы.
1. Сформированность основных компетенций.
2. Развитие органов классного ученического самоуправления.
3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
4. Сформированность основных навыков и привычек нравственного поведения.
Ведущие качества личности.
- Любовь к Родине.
- Толерантность, готовность к диалогу с представителями разных культур.
- Уважение ценности семьи, здоровья, окружающей среды.
- Гуманность.
- Требовательность.
- Способность к сотрудничеству.
- Любознательность.
- Трудолюбие.
- Честность.
- Самостоятельность.
Критерии оценки.
- Уровень сформированности классного коллектива.
- Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
- Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
- Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся по данным медицинских осмотров и диагностик.
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
- Количество участников олимпиад и конкурсов различных уровней.
- Степень удовлетворенности школьной жизнью.
- Степень вовлеченности учащихся в творческие проекты и дела.
Приложение. Конституция РИД
Литература
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
- Лебедев О.Е. Комптентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12. - http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Шибанова Л.А. Стереотип маскулинности в массовом сознании российского общества // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Иваново, 2000.
- Мухина В., Денисов А. Влияние знаковых систем на половую идентификацию подростков: гендерные различия // Развитие личности. 2002. № 1.
- Московский центр гендерных исследований- www.gender.ru