Ученый тот, кто знает очень много из всяких книг; образованный – тот,
кто знает все то, что теперь в ходу между людьми, просвещенный – тот,
кто знает, зачем он живет и что ему надо делать.
Не старайся быть ни ученым, ни образованным, старайся быть просвещенным.
Г. Адаме
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.
Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.
Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамета, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.
Работа именно в этом направлении даст возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.
Внеклассная работа является наименее разработанной формой профильной ориентации. В своей работе со старшими подростками автор использует кружок, который называется «Я выбираю профессию».
Цель занятий – содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.
Одной из задач - создать максимально возможные условия самодеятельности старшеклассика: он сам обнаруживает свои склонности, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности.
В программе «Я выбираю профессию» последовательно, шаг за шагом, в виде теоретических знаний, упражнений, игр, творческих и практических занятий развивается самосознание учащихся, формируются системы ценностей, а также моделируется свое будущее, строится «идеальный образ» профессионала.
На первом вводном занятии учащимся предлагается презентация: «История возникновения планирования и профориентации», которая составлена по материалам с курсов повышения квалификации МИОО преподавателем ГОУ МГПИ Е.В. Звоновой, где отражаются этапы становления профессиональной деятельности, пути выбора профессии, основные термины и определения, а также источники получения информации о будущих профессиях.
Механизм реализации цели данной программы состоит их нескольких этапов:
- развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;
- активизация самопознания и саморазвития;
- развитие умений и выделять профессионально важные качества профессий;
- развитие представлений о профессиональном образовании.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей старшеклассников 14-15 лет. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.
Учебный процесс предусматривает групповые формы учебных занятий.
В помещении, где проводятся занятия, необходимо как наличие парт, так и возможность рассадить учащихся в круг.
Форма контроля.
I Этап
К концу учебного года освоение основными учебными навыками, «познание самого себя»: особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы. Составление программы самоконтроля, развития воли, регулирование эмоциональных состояний с целью формирования умений выстраивать свою жизнь по собственному желанию.
II Этап
Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней.
III Этап
Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
Планируемые знания, умения и навыки по всей программе за год обучения
Уметь |
Знать |
Взаимодействовать в коллективе: Слушать и слышать других; Оценивать, анализировать социальную обусловленность человеческой психики и поведения; Формировать представления о профессионально значимых способностях и личностных качествах, уметь сделать свой профессиональный выбор. |
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю; О психологических особенностях основных видов деятельности; О профессиональной деятельности. |
Содержание образовательной программы.
Учитывая возрастные и физиологические особенности развития старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится психологии деятельности.
Учащиеся знакомятся с основными видами человеческой деятельности, усваивают сущность понятия «профессиональная деятельность», осознают, что собой представляет взаимосоответствие человека и его будущей профессиональной деятельности.
Учебный план составлен из расчета 1- часовой учебной нагрузки на учебную группу в неделю, т.е. 37 часов в год.
Учебный план «Я выбираю профессию» разработан в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации. А также рекомендаций Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).
Программа разработана на основе Учебно-методического пособия «Преподавание психологии в школе» III – XI классы под редакцией И.В. Дубровиной. Данное пособие рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской Академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия.
Основная научная проблематика в VIII классе – психология деятельности.
В предложенных разделах программы предполагается изучение со старшеклассниками 14- 15 лет следующих понятий:
- Введение: общие понятия о деятельности, истории познания и основы профориентации.
- Первый раздел: что такое потребность, мотивы, цель и смысл деятельности;
- Второй раздел: успех и неуспех в деятельности, что такое оценка, притязания на успех и уровень достижений в деятельности, самооценка и притязание на успех, притязания и достижения в деятельности;
- Третий раздел: движение и действие, движение и его свойства, многообразие движений человека, как управляется движение. Связь моторики с другими психическими процессами, развитие движений, действие, что такое действие, знания, умения, навыки;
- Четвертый раздел: Виды деятельности человека, игра, для чего нужна игра, история игрушки, игра и развитие ребенка, мотивация игровой деятельности, игры взрослых, учебная деятельность, развитие учебной деятельности в детском возрасте, мотивы учения, социальные мотивы учения, трудовая деятельность;
- Пятый раздел: Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий, понятие о типах профессий. Психологические особенности профессий «человек – человек», «человек – живая природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
Психологические описания некоторых профессий выше перечисленных видов профессий. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях, Профессиональная деятельность и общение.
В заключении подводятся итоги кружковой работы, сообщение конечных результатов по диагностическому исследованию педагогом самим учащимся, а также их родителям, классным руководителям, награждение победителей в окружных и городских конкурсах в области профориентации.
Условия реализации программы.
Для реализации программы «Я выбираю профессию» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий старшеклассников: класс со свободным пространством, где можно получать теоретические знания 15 участникам, комната «Арт- терапии» для творческих занятий, читальный зал, библиотека – для поиска нужной литературы, компьютерный класс с выходом в Интернет-пространство, класс для просмотра видеосюжетов и видеороликов.
Подбор участников программы проходил только на добровольной основе, ребята с желанием и интересом записывались в кружок, т. к. его захотели посещать их друзья, единомышленники, что способствует увлеченности, свободному общению и совместной увлекательной деятельности.
Процесс последовательного прохождения этапов программы способствует усвоению социально – значимых аспектов: получение умений, навыков, как прикладного творчества, так и навыков в исследовательской работе, межличностного общения, расширение кругозора в области мира профессий, а также компетентности в области имеющихся в городе учебных заведений.
Четкие требования к себе, как к педагогу, к выполнению поставленных цели и задач, является несомненным обязательным условием для реализации программы по профориентации.
Приложение 1. Учебно-тематический план.
Приложение 2. Поурочное планирование.
Список используемой литературы.
№ |
Автор |
Название книги, издательство, год издания |
1 |
И. В. Дубровина |
Психология Учебное пособие VIII класс, Изд-во НПО «МОДЭК», 2003 |
2 |
Е.А. Климов |
Основы психологии Практикум М.: «Юнити», 1999 |
3 |
Г.В. Резапкина |
Я и моя профессия М.: Генезис, 2004 |
4 |
М.Ф. Шевченко |
Тренинг «Профориентация для старшеклассников» -СПб.: Речь, 2007 |
5 |
Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова |
Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников М.: Изд-во «Первое сентября», 2004 |
6 |
Н.С. Пряжников |
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники 8-11 классы М.: Вако, 2005 |
7 |
А.П. Чернявская |
Психологическое консультирование по профессиональной ориентации М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2003 |
8 |
Е.В. Гурова, О.А. Голерова |
Профориентационная работа в школе М.: Просвещение, 2007 |
9 |
Л.Д. Столяренко |
Педагогическая психология Ростов н/Д: Феникс, 2008 |
10 |
Л.Д. Столяренко |
Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях Ростов н/Д: Феникс, 2005 |
Список рекомендуемой литературы для детей.
№ |
Автор |
Название книги, издательство, год издания |
1 |
А.Грецов, Т. Бедарева |
100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов- СПб.: Питер,2009 |
2 |
Г.В. Резапкина |
Секреты выбора профессии , или путеводитель выпускника М.: Генезис, 2007 |
3 |
|
Энциклопедия для детей Выбор профессии М.: 2003 |
4 |
Л.А. Головей |
Психология популярных профессий СПб., 2004 |
5 |
А.Е. Климов |
Как выбирать профессию М., 1990 |
6 |
А.Г.Грецов |
Выбираем профессию. Советы практического психолога СПБ., 2005 |
Методическое обеспечение программы.
№ |
Автор |
Название книги, издательство, год издания |
1 |
И.В. Дубровина |
Преподавание психологии в школе, Изд.-во НПО «МОДЭК», 2003 |
2 |
Н.А.Бернштейн |
Физиология движений и активность.- М., 1990 |
3 |
Н.А.Бернштейн |
О ловкости и ее развитии. – М., 1991 |
4 |
Ю.Б.Гиппенрейтер |
Введение в общую психологию. – М., 1996 |
5 |
В.В. Давыдов |
Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. - №6 |
6 |
Е. Жариков |
Для тебя и о тебе/ Е. Жариков, Е. Крушельницкий: Книга для учащихся. – М., 1991 |
7 |
М.С. Каган |
Человеческая деятельность. – М., 1974 |
8 |
Е.А. Климов |
Как выбирать профессию: Книга для учащихся. – М., 1984 |
9 |
Е.А. Климов |
Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 1996 |
10 |
А.Н. Леонтьев |
Деятельность. Сознание. Личность// Избр. психол. произв.: В 2 т.: Педагогика, 1985 – Т.2 |
11 |
К.К. Платонов |
Занимательная психология. – М., 1962 |
12 |
С.Л. Рубинштейн |
Действие и движение // Основы общей психологии: В 2т. – М., 1989. – Т.2. |
13 |
Д.Б.Эльконин |
Психология игры. – М., 1978 |
Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого учащегося рекомендуется воспользоваться данной схемой:
Фамилия, имя________________________________
Дата_______________________________________
№ |
Вопросы, подлежащие оценки |
Оценка |
Аргументация оценки |
1 |
Деятельность, цели и мотивы |
|
|
2 |
Регуляция эмоциональных состояний |
|
|
3 |
Представление о привычках |
|
|
4 |
Физиология движений и активность |
|
|
5 |
Социальные и духовные потребности |
|
|
6 |
Профессионально важные качества |
|
|
7 |
Самопрезентация |
|
|
8 |
Характеристики профессий |
|
|
9 |
Система профессионального образования |
|
|