Цель: сформировать представление о лесных пожарах.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с понятием «лесной пожар».
- Познакомить учащихся с видами лесных пожаров.
- Познакомить учащихся с последствиями лесных пожаров и причинами их возникновения.
Воспитательные:
- Повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учащихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.
- Воспитать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- Уметь определять вид лесного пожара и причины его происхождения.
Оборудование: презентация (приложение 1), конспект урока для учащегося (приложение 2).
Ход урока:
Этап | Время | Содержание | Методы | Средства |
Организационный момент | 2 мин. | Проверить готовность к уроку. | ||
Повторение изученного материала | 5 мин. | Что такое чрезвычайная ситуация природного характера? С какими видами чрезвычайных ситуаций природного характера мы уже знакомы? |
Опрос | |
Изучение нового материала | 25 мин. | Стихотворение «Лесные пожары» (слайд 2) О каком виде чрезвычайных ситуаций сегодня на уроке пойдет речь? Тема урока «Лесные пожары» (слайд 3). Сегодня на уроке мы должны сформировать представление о лесном пожаре (слайд 4). А что такое лесной пожар? Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории (слайд 5). Записать определение в конспект. Территория России славится неповторимыми лесами, покрывающими большую часть ее территории. На территории России наибольшие площади лесных пожаров находятся на территории Якутии (Республика Саха), Амурской, Иркутской, Читинской, Новосибирской областей и Красноярском крае (слайд 6). Лес помогают бороться с бурями, ураганами, наводнениями, обвалами и селями, укрепляя почву. Но леса несут и опасность для человека (слайд 7). Если в течении 15-18 дней стоит сухая погода и ветер, то лес становится сухим, и любое неосторожное обращение с огнем может вызвать пожар. Так в 1976 году лесной пожар в Хабаровском крае, уничтожил 11 поселков (слайд 8), в 1989 году лесной пожар на острове Сахалин (слайд 9), а в 1915 году горели леса Сибири от Тобольска до Лены (160 млн. гектар) (слайд 10). А по какой причине горят леса? Причины лесных пожаров (слайд 11): - антропогенные факторы (90–97%); - естественные факторы (грозовые разряды, засуха и жаркая погода). Записать в конспект причины лесного пожара. 60% лесных пожаров встречаются в 5-ти километровой зоне, пригородной зоне. Все лесные пожары можно классифицировать по двум признаком: А) по площади, охваченной огнем (слайд 12): - загорание; - малый пожар; - небольшой пожар; - средний пожар; - крупный пожар и катастрофический пожар. Б) по характеру распространения огня. (слайд 13): - низовые, - верховые; - подземные (торфяные). Записать в конспект классификацию лесных пожаров. А каковы же последствия лесных пожаров (демонстрация видеоролика) (слайд 14). Назовите последствия лесных пожаров? Последствия лесных пожаров (слайд 15): - уничтожает растительность; - уничтожает сельскохозяйственных и лесных животных; - выжигает перегной; - нарушается плановое ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов; - уничтожает дачные поселки, школы, детские сады, жилые дома, склады и хранилища, линии связи и электропередачи, транспорт, мосты; - нарушает хозяйственную деятельность; - приводит к гибели людей и их поражениям (ожоги, травмы); - нарушает экологическую обстановку. Записать в конспект последствия лесных пожаров. |
объяснение с элементами беседы | Презентация, конспект |
Закрепление | 10 мин. | Составление синквейна: Название (существительное)_______ Описание (прилагательное)________ Действия________________________ Чувство (фраза)___________________ Повторение сути__________________ Чтение синквенов учащимися. Рефлексия: «Сегодня на уроке я ….» |
Индивидуальная работа | конспект |
Д/З | 3 мин. | Читать конспект | конспект |