Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению. Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации. Домашняя самостоятельная работа учеников — важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учеников. [19] Любое домашнее задание влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности. [10]
При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может оказаться действенным инструментом повышения учебной мотивации обучающихся.
Для учителя важно соблюдать несколько простых правил: сообщать о домашнем задании до звонка с урока, инструктировать обучающихся по выполнению домашней работы, чаще давать дифференцированные и индивидуальные задания, учитывая склонности и желания подопечных, проверять не только наличие работы, но и качество её выполнения, вместе с учащимися анализировать ошибки и удачные решения. Кроме того, необходимо помнить, что домашнее задание, является составной частью урока и гармоничным его продолжением. Проверка домашнего задания в форме самоконтроля, взаимоконтроля, письменной работы или игры, создание системы поощрения за самостоятельно выполненные задания помогают сделать урок значительно содержательнее, эффективнее, интереснее. Имеет смысл организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. При дифференцированном подходе для групп учащихся использовать наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Не помешают более подробное объяснение последовательности выполнения заданий, предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий, организация работы над ошибками. Если в классе работают несколько преподавателей, целесообразно согласовывать с ними объём домашних заданий.
Многообразие домашних заданий способствует гармоничному развитию личности. В практике обучения накоплен богатый опыт по использованию разнообразных видов домашних заданий.
Виды домашних заданий:
По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:
- подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;
- направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;
- способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;
- направленные на развитие умения выполнять такие логические операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение, выявление закономерностей;
- направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;
- способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.
Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями.
Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач, предлагает использовать в работе 2-3 уровня домашних заданий одновременно.
Три уровня домашних заданий.
Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.
Гин А.А. предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:
“Задание массивом” Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.
“Особое задание” Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).
“Необычная обычност”ь: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.
“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.
Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. [3]
Борзова Лариса Петровна предлагает творческие игры по обществознанию в начальной школе, которые с успехом можно использовать и для домашних заданий:
Игра “Реставрация” поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз в классе, необходимо показать, что значит расшифровать текст.
Игра “Добудь ответ” опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке и дома очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации. [2]
В практике учителей в рамках творческих заданий ученикам предлагаются кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.
Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, выполнение индивидуальных наблюдений и опытов, создание карты-схемы путешествия по стране (реально существующей или воображаемой).
Творческие домашние задания можно использовать для подготовки к предметным олимпиадам. Детям доставляет удовольствие фантазирование. Они любят сочинять дидактические сказки (по любому предмету), частушки, басни, фантастические рассказы, составлять книжки с картинками, сочинять учебные комиксы, подбор заданий и игр к уроку.
Опытные учителя предлагают детям составлять вопросники к изученному материалу, что помогает приводить в систему знания обучающихся и лучше подготовиться к контрольной работе.
Одарённым детям нравятся нетрадиционные домашние задания:
- самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;
- самостоятельное составление задач.
- разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
- разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;
- подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;
- редактирование учебного текста;
- исправление допущенных ошибок;
- подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.
- выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).
- работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);
- проектная деятельность;
- подготовка к ролевой игре, деловой игре;
- опережающие домашние задания (самостоятельное изучение нового материала).
Систематическое заполнение рабочих тетрадей на печатной основе даёт положительные результаты в формировании учебной мотивации и самостоятельности.
При обучении математике по программе “Начальная школа 2100” учителя успешно используют в своей работе “Дидактический материал к учебнику “Математика”. [5] Пособие представляет собой набор заданий, которые предназначены для отработки математических умений (быстро и правильно вычислять, решать текстовые и занимательные задачи). Содержание и последовательность заданий соответствуют разделам учебника. Задания могут быть использованы для групповой и индивидуальной работы в классе и дома на этапе систематизации, повторения и обобщения ранее изученного. А также “Дидактический материал к учебнику “Русский язык”. [6] Содержание упражнений пособия нацелено на формирование и закрепление знаний обучающихся. Упражнения могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуально – групповой работы с учащимися на занятиях в школе, могут предлагаться ученикам разного уровня и в качестве домашних заданий.
Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:
- ежедневная проверка рабочих тетрадей с домашним заданием;
- контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников;
- контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;
- внеурочная проверка учителем тетрадей;
- непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
- взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
- самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске правильным вариантом;
- контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами;
- к доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек, класс в это время выполняет другую работу;
- используется прием разбиения задачи на отдельные задания;
- наличие домашней работы проверяет консультант;
- программированный опрос.
На материале домашних заданий проводятся игры. Активность участия обучающихся в игре показывает подготовленность класса к дальнейшему изучению программного материала.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (например, раскодирование информации, игра “В школу”, где ученику на определённом этапе урока доверяется сыграть роль учителя. Диктанты “Да-нет”, словарные диктанты, тесты. Предлагается карточка или перфокарты) .
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
На основе работы над опережающими домашними заданиями самостоятельного изучения проводятся новые виды контроля – конкурсные уроки, которые способствуют экономии учебного времени и способствуют активизации процесса обучения.
Важно, чтобы просматривая домашние работы обучающихся, учитель периодически выписывал в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволит ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. Гармоничное сочетание различных видов и форм подачи и проверки домашних заданий, форм организации самостоятельной работы обучающихся повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации.
Литература:
- Андреев А.В. Творческий подход к проверке домашнего задания// Педагогика 1999, № 6.
- Борзова Л.П.Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ:учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей.– М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-222 с.
- Гин А.А. Как повторять изученный материал // Интернет-журнал "Эйдос". – 1999. – 23 декабря http://www.eidos.ru/journal/1999/1223-01.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru. Как задавать домашние задания с максимальной пользой.
- Древелов Х. и др.Домашние задания:Книга для учителя:Пер. с нем./ Х.Древелов, Д.Хесс, Х.Век.-М.: Просвещение, 1989.-80 с.
- “Дидактический материал к учебнику “Математика” Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П. Тонких – М: Баласс, 2011.
- “Дидактический материал к учебнику “Русский язык” Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной/ Под науч. ред. Е.В.Бунеевой.– М: Баласс, 2011.
- Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности учащихся// Педагогика, 1993, № 1.
- Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985.
- Кацубинская Л.А. Организация познавательной деятельности//Педагогика, 1990, № 8.
- Ю.А.Конаржевский Анализ урока / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000.с.52-54
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманитарный издательский центр “Владос” , 2000.– с.236-238
- Коротаева Е.В. Уровни мыслительной активности // Народное образование. 1995. № 10.
- Кулыгина А. Н. Активизация обучения: сущность и содержание// Педагогика, 1994, № 1.
- Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3.
- Сенько Ю.В. Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. М., 1989.
- Шамова Т.И. Активизация обучения учащихся. М., 1982.
- Харламов И.Ф. Педагогика М., 2000.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989.
- Подласый И.П. Педагогика .-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-576с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы.– М.:ВЛАДОС, 2000.– 400с.
- Титова В.В. Домашнее задание как средство активизации учебной деятельности младших школьников при изучении предмета “Окружающий мир”– Журнал “Начальная школа до и после”, 2005, № 4.