Определение подобных треугольников. 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (553 кБ)


Предварительная подготовка:

На предыдущем уроке желательно актуализировать знания обучающихся: вспомнить такие понятия как периметр и площадь (S = 0,5ah; формула Герона), героновы треугольники: (6, 8, 10), (10, 10, 12), (5, 12, 13), (10, 13, 13), (9, 12, 15), (4, 13, 15), пропорция.

Цели урока:

  • общеобразовательная: ознакомление с понятиями подобия, сходственных сторон, коэффициентом подобия, пропорциональности отрезков;изучение характеристик подобных треугольников;
  • развивающая: формирование у обучающихся ключевых умений, имеющих универсальное значение для всех видов деятельности – выделение проблемы, сбора, сравнения, анализа и обработки информации, обобщения результатов и формулировки выводов;
  • воспитательная: воспитывать толерантность, умение слушать товарища, взаимоуважение.

Оборудование урока

Необходимы интерактивная доска, мультимедийный проектор, материалы для практической части исследования в пяти вариантах в файле на столе (пара подобных треугольников, с коэффициентом пропорциональности, выраженным целым числом; линейка, транспортир, распечатка таблицы), презентация.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

СЛАЙД 1.

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с такими сочетаниями изображений. Скажите, пожалуйста, по каким характеристикам эти пары можно разбить на две группы? «Сложите» номера картинок в мешочки. Сформулируйте признак, по которому выполнена группировка.
Каждый из вас не однажды сам создавал такие копии.

СЛАЙД 2.

С самого рождения вы видите фотоотпечатки, изображение на мониторах, видео и кинозаписи, подрастая, знакомитесь с телескопом, микроскопом. Приобретая профессию, погружаетесь в мир подобия все глубже и глубже. Без этого понятия современная жизнь уже немыслима. Поэтому наш урок мы посвящаем этому понятию.

СЛАЙД 3.

Приглашаю вас в геометрическую лабораторию. Как и при любом исследовании, результаты будут зависеть от того, насколько точно и аккуратно будет сделана работа. Перед вами на столах наборы для исследования. Объектом нашего исследования являются … Верно. Начнем изучение подобных фигур с самых элементарных – с треугольников.

2. Учебное мини-исследование

СЛАЙД 4

1) С понятием равных треугольников вы знакомы уже давно. Опишите характеристики равных треугольников:

стороны – …
углы – …
периметры – …
площади – …

2) Гипотеза

При визуальном сравнении подобных треугольников очевидно, что (проблемный вопрос)
стороны – … увеличены на ___ или в___ раз?
углы – … равны?
периметры – … увеличены на ___ или в ___ раз?
площади – … увеличены на ___ или в ___ раз?

Дети выдвигают гипотезу: увеличение на равное количество единиц (или в несколько раз). Гипотеза либо подтверждается результатами исследования, либо опровергается.

3) Задача

Найти зависимость между характеристиками треугольников.

4) Эксперимент

Практическая часть исследования(работа в парах). Распределение в паре обязанностей. Заполнение таблицы (См. Приложение 1). Результаты измерений округляются до целых. Расчеты площади можно вести либо по формуле Герона, либо через высоту. Виды треугольников дифференцированы по уровню сложности: I-в для слабых. (Высоту в треугольниках легко определить перегибанием.)

Заполненные карточки передаются учителю на проверку.

Обсуждение результатов с демонстрацией (Презентация, слайды 5 и 6) на экране заранее заполненных таблиц. Сравнение, анализ, обобщение и вывод.

3. Теоретическое обоснование (минилекция с опорой на презентацию)

СЛАЙДЫ 4-10

4. Итог урока

СЛАЙД 11

1) Словарь терминов и понятий.
2) Рефлексия учащихся.
3) Домашнее задание.

Примечание. В зависимости от уровня подготовленности класса урок дополняется решением задач или не дополняется.