Проект "Лучший дворик"

Разделы: Технология, Администрирование школы, Внеклассная работа


Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке. Благоустроить территорию детского дома особенно важно, так как здесь проживают дети, которые воспитываются без родителей. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками.  Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств воспитанников, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

В КОУ “Петропавловский детский дом”  сложилась система нравственного воспитания детей, важной частью которой является привитие воспитанникам любви к природе. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая. Воспитание в детском доме ориентировано на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Система позволяет успешно решать задачи обучения воспитанников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания.

Благоустройство и озеленение дворового участка играет также важную санитарно-гигиеническую и   учебно-вспомогательную роль.   Актуальностью организации пространства дворового участка послужила и идея обучения воспитанников основам проектирования ландшафтного дизайна, а также трудового, эстетического, экологического воспитания. Помимо этого учащиеся получат новые знания и практический опыт в области ландшафтного дизайна, который наверняка пригодится им в будущем.

Цель урока:   

повышение качества озеленения территории и благоустройства образовательного учреждения.

Задачи урока:

  • объединение усилий сотрудников, воспитанников, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории детского дома;
  • воспитание у детей бережного отношения к богатствам родного края, развитие у них трудовых навыков и рационального природопользования; пропаганда идеи здорового образа жизни при оформлении территории детского дома;
  • развитие у детей элементарных практических навыков по способам выращивания цветковых растений рассадой и в открытом грунте, приемам ухода за ними с учетом особенностей каждого вида.

Работа проводилась в несколько этапов:

  1. Конкурс на лучший проект оформления территории двора детского дома (сентябрь).
  2. Составление общего плана оформления участка (сентябрь).
  3. Распределение объектов оформления между группами-семьями (сентябрь).
  4. Организация работы по изготовлению элементов оформления участка в столярной мастерской (октябрь-май).
  5. Посев рассады цветочных культур (март).
  6. Оформление участка и высадка рассады цветов (май-июнь).
  7. Уход за цветочными культурами (май-октябрь).
  8. Подведение итогов реализации проектов (октябрь).

В благоустройстве территории участвовали: воспитанники и все сотрудники детского дома. Идеи черпали из разных журналов и фантазировали сами.

Оформление территории детского дома делится на несколько зон: спортивная и зона отдыха, детская площадка.

Территория имеет ухоженный вид. Зоны отдыха и детская площадка полностью озеленены, все малые архитектурные формы с качественной покраской. Все элементы детской и спортивной площадки ежегодно подкрашиваются и содержатся в чистоте и порядке.
На территории имеются малые архитектурные формы: скамейки, урны, турники, малая и большая шведские стенки, детская горка. Радуют глаз яркие цветы на клумбах и эстетически оформленные малые архитектурные формы. Истинным украшением территории являются разнообразнейшие цветочные клумбы.

Территория имеет ограждение по периметру. За территорией находится место для парковки транспорта.

Одним из важнейших элементов оформления участка детского дома являются зеленые насаждения. Они создают декоративные барьеры между участками. Для этой цели использованы низкорослые кустарники. Центральная дорожка асфальтирована. На центральном крыльце имеется вывеска с названием образовательного учреждения. На крыльце стоят вазоны с цветами и макет девочки, который сделан из фанеры (приложение 1).

В ночное время территория освещается при помощи двух прожекторов.

Описание выполненных работ:

На территории оформлено несколько зон для отдыха детей: два фрагмента оформления деревни, зона отдыха у фонтана.

Самобытная деревня украшает территорию детского дома. Ежегодно ее оформление дополняется. В детской деревни стоит домик, который был сделан воспитанниками в столярной мастерской. В центре – колодец, к которому можно подойти через мостик. Колодец и мостик сложен из небольших пенечков. Старые горшочки ребята выкрасили в разные цвета и посадили в них петунью. Сейчас они украшают мостик. Плетень сделан из веток ивы. Петуха ребята вырезали из фанеры и посадили на плетень. Гуси сделаны тоже из фанеры и ими украсили лужайку у деревни. Около плетня растут подсолнухи. Символ благополучия аист свил гнездо в деревне. Оригинальную корову из бревнышек сделал инструктор по труду со своими воспитанниками. Она является идеальным дополнением к деревенскому стилю. Для полива цветников ребята черпают воду из бочек, которые тоже оригинально расписали, нарисовав на них деда и бабу (приложение 2). Недалеко от деревни "отъехал" деревянный конь с возом (приложение 3).

Рядом с деревней расположили две корзины, сделанные из тальника. В них высажена настурция (приложение 4). На противоположной стороне оформлен аналогичный уголок, только уже для любителей меда. Из тальника оформлен декоративный заборчик, который украшают подсолнухи, вырезанные из железных банок, пчелки, сделанные из древесины, старые крынки. Рядом с заборчиком стоит бочка с “медом” (приложение 5).

В тени деревьев расположен небольшой фонтан, который отделан камнем, ограждение фонтана украшено цветами. По краям фонтана сделаны лавочки, а между ними столик. Скамейки и столик сделаны из деревянных круглых брусков – распиленных бревнышек. Это любимое место отдыха подростков в жаркую погоду (приложение 6).

Главное на детской площадке – это игровое оборудование. Оно не только удобное, но и красивое. Самое простое и необходимое игровое оборудование – песочница. В нашем примере песочница имеет квадратную форму и посредине расположен зонтик, сделанный из древесины. На площадке, кроме песочницы находятся скамейки, карусель, качели (приложение 7). Карусель для дошколят смастерили мальчишки на кружке технического творчества (приложение 8). На детской площадке ни карусели, ни качели практически никогда не пустуют. Много трудов приложили ребята и инструктор по труду, чтобы смастерить качели-качалки. В жаркую погоду ребята прячутся от палящего солнца под навесами качель-качалок (приложение 9). Раскачивание на качелях заряжает детей хорошим настроением, а также взлеты и “свободное падение” способствуют развитию вестибулярного аппарата ребенка, улучшению координации движений.

На детской площадке расположены два игровых домика, в них дети очень любят играть. Здесь можно спрятаться, помечтать, отдохнуть и посекретничать с друзьями.

Сделанный своими руками, с любовью, детский уголок приносит много радости детям.

Пластиковые бутылки — идеальное сырье для благоустройства детских площадок. Воспитанники и педагоги из пластиковых бутылок сделали следующее:

– донышки литровых и полуторолитровых бутылей использовали для обозначения границ клумб. Донышко отрезается и вбивается срезом в землю, сверху наносится краска (приложение 10);

– из пятилитровых и трехлитровых пластиковых ёмкостей сделаны яркие мухоморы (приложение 11);

– украшают территорию детского дома прекрасные ландыши. Цветы, сделаны из пластиковых бутылок, а листья из железа (приложение 12).

Симпатичные и милые ежики украшают территорию детского дома. Ежик сделан из бревнышка и веток, грибочки из дерева (приложение 13). По всей территории детского дома распложены бабочки, сделанные из железа и божьи коровки – из пиломатериала. Красивейшими сооружениями на территории являются беседки. Всего на участке четыре беседки. Одна из них оформлена декоративной стенкой с вертикальным озеленением (приложение 14).

Не маловажной  целью проекта благоустройства нашего двора  является установка удобных лавочек, скамеек и урн. При создании урн ребята и педагоги тоже проявили фантазию: они сделаны в виде инопланетян, из старых хлебниц и раскрашены в яркие цвета (приложение 15).

Спортивная площадка – является важным и необходимым элементом в благоустройстве. На спортивной площадке дети проводят много времени. Волейбольная (одновременно и баскетбольная) площадка представляет собой прямоугольник длиной 18 м и шириной 9 м (приложение 16). На спортивной площадке можно полазить на шведской стенке,  позаниматься на турниках (приложение 17).

Территория детского дома представляет собой цветущий сад. Красивые цветы, любовно посаженные руками детей, украшают детский дом и ранней весной, и тёплым летом, и поздней осенью.

Цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры (переносимость света и тени) и многие другие аспекты. Одна из клумб выложена декоративным камнем, другая представлена в виде бабочки, третья просто оформлена в деревянные ромбы. Цветы посажены в покрашенные колеса, вазоны, тумбы, выложенные из кирпича, тумбы украшают зонтики, каркас которых сделан из арматуры, а основание из железа, в зонтики поставлены цветы в горшочках. Цветы украшают и тележки, которые мальчишки сделали из пиломатериала зимой в столярной мастерской, даже старые бочки и крышки от кастрюль, оформленные в слонят, использовали для посадки в них петуньи.

Паровозик одновременно является игровым оборудованием и приспособлением для цветов. Вагоны использованы для вазонов с цветами. Колеса – спилы от больших деревьев. А сам паровозик сделан из горбыля. Балконы тоже украшены цветами. В подвесных ящиках растет разноцветная пышная петунья (приложение 18).

В течение летнего периода воспитатели с детьми ухаживают за цветами: поливают, рыхлят, пропалывают, осуществляют подкормку.

Для благоустройства нашего двора не потребовалось много средств. Объединив, усилия всех сотрудников и воспитанников мы украсили территорию детского дома, превратили ее в зону отдыха детей.

В результате работы по благоустройству территории:

– благоустроена и озеленена территория детского дома, созданы уголки отдыха и развлечения для воспитанников;
– дети приобрели практические и теоретические навыки по выращиванию цветковых растений рассадой и в открытом грунте, ухода за ними, приобрели опыт в области ландшафтного дизайна;
– в процессе работы детям прививались трудовые навыки, любовь к природе, формировалось чувства долга и ответственности, уважения к результатам собственного и чужого труда.