Цель: развивать гармоничные и тесные связи между родителями и детьми в преодолении учебных трудностей.
Задачи:
- Расширять, активизировать словарь по теме «Почта», знакомить с разнообразием почтовых отправлений, видами почтового транспорта.
- Учить правильному оформлению почтового письма.
- Развивать мышление, внимание, память, связную речь, мелкую и общую моторику, стремление к совместной деятельности со взрослыми.
- Обобщать и передавать родителям опыт по использованию дидактических игр, моделей и игровых материалов с развивающим содержанием.
Оборудование:
- бумажный набор «Времена года»;
- светящаяся игрушка «Волшебная палочка»;
- табличка «Почта России», конверт от Незнайки;
- тексты писем от Незнайки, Петрушки, Чиполлино, почтальона Печкина и портреты этих героев;
- две коробки меньшего (бандероль) и большего размера(посылка);
- сумка почтальона, почтовый ящик, картинки: «поезд», «самолет», «теплоход», «машина»;
- ручки, карандаши, кисти и клей, манка, схема «Почтовая машина»;
- лабиринт «Домик Чиполлино» на каждого ребенка;
- письма, журналы, газеты, мешочки со спрятанной игрушкой на каждого;
- клей и кисть на каждого, салфетка заготовка для игры «Снег»;
- конверты, марки, листы, ручки по числу детей.
Предварительная работа: экскурсия на почту.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети встают «паровозиком» около входа в группу. Родители сидят за столами.
Логопед: Ребята, сейчас с помощью волшебной палочки я превращу вас в почтовые вагончики, и мы отправимся в путь до конечной станции.
Проводит «волшебной палочкой» над головами детей и произносит стихотворение:
Вот стоят вагоны в ряд
Дружным хором говорят:
- Едем, едем в детский сад,
Везем посылки для ребят.
- Отправляемся!
Затем одновременно со словами логопеда дети выполняют движения: «паровоз едет», остановка, наклоны влево-вправо. Повторяют четыре раза.
Логопед: Едет наш паровозик, развозит людям письма и открытки, оглянулся вокруг: вот уже и весна наступила, зеленеет молодая травка, цветут первые цветы. Едет дальше, развозит газеты и журналы, не заметил, как лето красное наступило, ягоды созрели, солнышко греет. Продолжает путь почтовый паровозик, везет людям посылки и бандероли, оглянулся: вот и осень золотая, пожелтело все вокруг. Едет паровоз все дальше и дальше, а тут и зима пришла незаметно, все вокруг замело белым и пушистым снегом.
Логопед: Вот мы с вами и добрались до нашей станции. Сейчас я снова превращу вас в детей, и мы сядем за столы.
Логопед проводит «Волшебной палочкой» и дети по очереди садятся за столы, рядом с родителями.
II. Основная часть.
Логопед: Пока мы с вами путешествовали, нам в группу прибыл почтовый кораблик. Он привез для нас письмо.
Логопед выставляет на доску корабль и демонстрирует детям и родителям конверт, текст зачитывает один из родителей. Каждый раз текст зачитывают разные взрослые.
Логопед: Это письмо от Незнайки, давайте узнаем, что же он нам пишет!
Здравствуйте ребята!
Мой друг художник Тюбик нарисовал странные рисунки. Он
сказал, что нарисовал тень, а чья эта тень, не признается. А мне так хочется
узнать, кто же позировал Тюбику. Помогите мне, пожалуйста! Угадайте, чья тень на
рисунке. Незнайка.
1. Игра «Узнай меня по тени».
Логопед выкладывает перед каждой парой «ребенок-взрослый» пару картинок, а затем спрашивает поочередно, чья тень на рисунке. Первым отвечает родитель, давая образец правильной речи.
Образец ответа: У меня на рисунке тень волка (лисы, зайца и т.д.)
Логопед: Теперь Незнайка будет рад, ведь мы ему очень помогли!
- Наш кораблик уплыл, зато прилетел почтовый самолет. Давайте вместе покажем, как он летел.
2. Динамическая пауза «Самолет».
Дети выполняют движения, а родители следят за точностью.
Самолет – большая птица,
В гости к детям он стремится,
Прилетел к нам в гости снова,
Мы встречать его готовы.
Логопед: Самолет нам привез бандероль. Эту бандероль прислал Петрушка. Давайте откроем и узнаем, что внутри.
Логопед вывешивает рисунок с изображение Петрушки и достает из коробки текст, один из родителей зачитывает его.
Здравствуйте ребята!
Больше всего на свете я люблю играть в игру «Угадай,
что в мешочке?» и хочу рассказать о ней всему миру. Поиграйте в нее и вы!
Петрушка.
3. Игра «Что в мешочке?».
Логопед: Петрушка прислал нам мешочки.
Логопед из коробки вынимает мешочки и раздает их. Каждый опускают руку в мешочек и на ощупь угадывают, что за предмет внутри. Аналогично предыдущему заданию, первым выполняет взрослый, затем ребенок.
Образец ответа: У меня в мешочке пуговица. В моем мешочке куколка и т.п.
Логопед: Какую интересную игру придумал Петрушка, мы обязательно ему напишем письмо и поблагодарим за это. Самолет улетел дальше. А на нашу станцию прибыл почтовый поезд. Он привез посылку от Чиполлино. Посмотрите, какая большая коробка!
Логопед открывает коробку.
Здравствуйте, ребята!
Однажды я пригласил графинь Вишенку и Клубничку в
гости, но дорога до моего домика очень длинная. Помогите добраться Вишенке и
Клубничке как можно быстрее. Чиполлино.
4. Пальчиковая гимнастика «Пробеги по дорожке».
Логопед раздает лабиринт каждой паре и дети совместно с родителями «бегут» пальчиками.
Логопед: Какие вы молодцы! Отлично справились с заданием.
- Ребята, мы с вами теперь знаем, что почту можно доставлять на кораблях, самолетах, поездах. Но ведь не во всех городах есть железная дорога, аэропорт или морской порт. А ведь почту нужно доставлять и в маленькие города, деревни, поселки.
Для этого нужны почтовые грузовики. Вот такие синие грузовики развозят почту на почтовые пункты.
Логопед выставляет на доску большой рисунок, а каждой паре выдает маленький, точно повторяющий рисунок на доске.
Логопед: Посмотрите на рисунок, что забыл нарисовать художник?
Образец ответа: Художник забыл нарисовать снег.
5. Упражнение на развитие мелкой моторики «Снег».
Логопед: Давайте поможем забывчивому художнику! Мы сами дорисуем снег на этой картинке, но в этот раз мы сможем обойтись и без краски. Смотрите внимательно. Давайте посыплем снежком дорожку и деревья.
Логопед демонстрирует этапы работы. Наносит кистью клей, затем соединив пальцы «сеет» манную крупу на клей. Дети под контролем родителей повторяют эти действия.
Логопед: Теперь на нашей картинке настоящая зима. Как много снега! Грузовик привозит почту в почтовые отделения, а кто же доставляет ее в наши почтовые ящики?
Дети: Почтальон.
Логопед: Правильно. Почтальон ходит с большой сумкой. Вот с такой. Там лежат газеты, журналы и письма. Почтальон принесет их к нам в дом и опустит в почтовый ящик, а мы откроем его ключом и заберем все, что туда положил почтальон. А какого почтальона знают все дети и взрослые?
Дети: Почтальона Печкина.
Логопед: Вот он, почтальон Печкин! Принес он нам открытку.
Логопед вывешивает рисунок «почтальон Печкин» и затем читает текст на открытке.
Здравствуйте ребята! Дядя Федор снова уехал в город к маме и папе, и в Простоквашино стало грустно и тоскливо. Чтобы не скучать, я решил написать заметку в свой любимый журнал Мурзилка и рассказать про ребят детского сада «Незабудка». Но я же о вас ничего не знаю! Пожалуйста, расскажите и запишите рассказ о себе, как вас зовут, во что вы любите играть, кто живет вместе с вами и еще все, что захотите, а я в благодарность пришлю картинку с вашим самым любимым сказочным героем. Почтальон Печкин.
6. Ситуация письменной речи.
Логопед: Ребята, давайте напишем письмо Печкину, ведь он так ждет наших рассказов. Вы расскажете все о себе, а взрослые запишут ваш рассказ на листочек. Не забудьте подписать конверт. Нужно указать адрес, индекс и имя. Обязательно нужно наклеить марку.
Логопед раздает каждой паре лист бумаги, ручку, конверт, марку. Дети диктуют текст письма, а родители записывают его на бумагу. Затем подписывают конверта всем правилам и опускают его в «почтовый ящик».
III. Итог.
Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы знакомились с тем, какими бывают почтовые отправления. Давайте вспомним, кто и что нам прислал почтой?
- Понравилось вам занятие?
- Что понравилось больше всего?