Интегрированный урок математики и развития речи на основе наблюдений за окружающей действительностью с использованием элементов курса РТВ (развитие творческого воображения). 2-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 2


«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»

К.Д. Ушинский

Тема: Состав числа 14.

Цели:

  • Дать представление о составе числа 14;
  • Развивать мыслительные операции (анализа, сравнения) в процессе соотнесения предметных и речевых действий, творческое воображение;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: счетные палочки, предметные картинки (маслята, сыроежки), набор геометрических фигур (демонстрационный и раздаточный), мягкая игрушка – кот Потряскин, ТСО, презентация  «Ежи».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Добрый день!
Улыбнитесь в ответ!
Сколько сразу тепла чудесного!
Начинаем скорее урок,
Много ждет впереди интересного!

Сегодня у нас в гостях наш любимец – кот Потряскин. Как всегда Потряскин будет очень внимательно наблюдать за нашей работой  на уроке. И если ему понравится, то он обязательно подарит нам свою задачу на смекалку.

II. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание: стр. 45 № 34
– Назовите самое большое из записанных чисел.
– А теперь самое маленькое число.
– Назовите соседей числа 11, 12.

III. Устный счет. Подготовка к восприятию нового материала

Ну – ка, в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет –  мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.

1. Задачи в стихах

* * *

В класс пришли ученики
И по рисунку принесли.
Вы, ребята, не зевайте –
Все рисунки посчитайте:
У Вики – гвоздики,
У Никитки –  маргаритки,
У Анютки – незабудки,
У Андрея – орхидея,
Ландыши – у Саши,
Георгины  –  у Марины,
У Алены –  пионы,
У Наташки – ромашки,
Тюльпаны – у Оксаны,
Нарциссы – у Ларисы.

* * *

Яблоки созрели, с яблони упали.
В сад пришли ребята,
Яблочки собрали:
Красных – четыре, желтых – восемь.
«Сколько их всего?» – мы спросим

* * *

Много зверей в зоопарке живет:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать!

* * *

Папа аквариум Саше купил,
На праздник сынишке его подарил.
Шесть рыбок в аквариум мама купила,
И бабушка семь еще подарила.
А сколько же рыбок?
Как Саше узнать?
Он мал и еще не умеет считать.
Пожалуйста, Саше, друзья, помогите –
Количество рыбок ему назовите!

2. Счет предметов

На доске предметные картинки грибов (сыроежки, маслята).

– Сколько сыроежек? (Десять).
– Возьмите столько палочек, завяжите в пучок.
– Сколько маслят? (Четыре).
– Возьмите еще четыре палочки.
– Сколько всего грибов? (Четырнадцать).
– Сколько палочек у каждого из вас в руке? (Четырнадцать).
– Как получилось четырнадцать?

IV. Сообщение нового материала

– Сегодня мы узнаем состав числа четырнадцать и научимся его записывать.

Учащиеся читают хором запись на странице 46:

1 дес. и 4 ед. –  это число 14: четыр-на-дцать

Работа в тетрадях

Стр. 46 № 36
Стр. 47 № 40

Физкультминутка

Раз цветочек,
Два цветочек,
Ежики – 2 раза,
Наковали – 2 раза,
Ножницы  – 2 раза,
Бег на месте – 2 раза,
Зайчики – 2 раза,
Ну-ка дружно!
Ну-ка вместе!
Хором: – мальчики!
– девочки!

V. Первичное закрепление

– Коту Потряскину очень нравится,  как вы работаете на уроке и физкультминутка про ежиков тоже очень понравилась.
Вот, что он просил рассказать вам. Это интересно!  (презентация «Ежи»).
У ежей не самое лучшее зрение. Правда, считается, что ежи могут различать цвета как человек (в отличие от всех остальных животных, у которых зрение –  «черно-белое»).
Кроме того, у ежей очень хорошие  слух и обоняние. У ежей 36 зубов. Ежата рождаются слепыми с ярко-розовой кожей, без иголок.   Иголки (сначала мягкие) начинают появляться через несколько часов после рождения. Глаза открываются на 16-ый день.
Ушастый еж отличается от обыкновенного, сами понимаете чем – большими ушами (3-5 см).  Но не только. Ушастый еж бегает быстрее обыкновенного и при опасности неохотно сворачивается в клубок,  а чаще пытается убежать, шипя и подпрыгивая.
Ежи очень любят молоко и некоторые из них селятся возле ферм. Еж отлично знает время доения, приходит на ферму и прячется в углу, ожидая, что молоко прольется на пол. Тогда еж вылежит все молоко.
Никогда не берите ежиков домой! В неволе они практически не живу. Кроме того ежи –  разносчики опаснейших для человека клещей. 

Работа в тетрадях cтр. 46 № 38 (1,2)

VI. Домашнее задание

– Запишем домашнее задание. В учебнике, на странице 47, найдите задание под номером 41.
– Прочитайте.
– Как будете выполнять? (домашнее задание дается дифференцированно: в зависимости от уровня ученика дозируется объем).

VII. Итог

– Кот Потряскин очень доволен и с удовольствием предлагает решить вам задачку-сказку (стр. 52-53 «Непослушный узел»).
Дети считают (прямой, обратный счет) хором склянки на иллюстрации.
– Какое число мы научились записывать сегодня на уроке? (14)
– Как можно получить число 14?  (используем набор геометрических фигур – демонстрационный и раздаточный)
– Если вам понравился урок подарите Потряскину большой желтый квадрат с изображением кленового листа.
– Если не все понравилось, подарите зеленый средний треугольник с изображением масленка.
– А если уходите с плохим настроением, подарите большой белый прямоугольник с изображение подберезовика.
– Потряскин дарит каждому из вас открытку с ежиками  и интересной информацией о них.

Используемая литература

  1. Гин А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. Еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» Начальная школа № 2, 2009 г., стр.2.
  3. Еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» Начальная школа № 10, 2009г., стр.33-34.
  4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. – 4-е изд. перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Хилько А.А. Математика: 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учреж. VIII вида. – 9-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.
  6. everyday.com.ua/myplanet/hedgen…
  7. megaskop.ru/ежи-и-ежики-интересные…