В течение учебного года неоднократно возникает необходимость провести итоговый контроль. При этом можно использовать различные его формы: контрольные работы, срезы, тесты. Благодаря тому, что тестовая работа содержит больший объем материала, нежели контрольная, и более удобна для проведения проверки, она чаще, чем другие виды, может использоваться на разных этапах диагностики знаний.
Еще одно преимущество тестов – максимальный учет временных параметров обучения. Как правило, важнейшие проверочные работы учащиеся должны выполнить в конце учебных четвертей и полугодий. Для того чтобы контроль за уровнем знаний был всесторонний и полный, важно сформировать определенную систему итоговых тестов. Она может складываться из заключительных работ, отвечающих разным периодам обучения: четвертям, полугодиям, учебному году в целом.
В соответствии с целями и временем проведения выделяю тесты двух видов: линейные и концентрические.
Линейный тест – итоговая проверочная работа, непосредственно следующая в конце каждого минимального учебного промежутка (четверти). Такие тесты не зависят друг от друга, их можно проводить как в системе с другими, так и эпизодически.
Концентрический тест – итоговая диагностическая работа, которая охватывает большой временной период и формируется на основе содержания линейных тестов. Такие тесты провожу в конце полугодий и по окончании учебного года.
Таким образом, можно провести в учебном году по крайней мере четыре линейных теста (Л) и три концентрических (К). Предложенная структура итоговых работ достаточно мобильна, поскольку допускает разные варианты использования. Можно повести в учебном году только четыре линейных теста (Л-1 – Л-4). Не исключается и другой вариант: Л-1, К-1, Л-3, К-2. Но и он в данной системе не является единственным.
Предложенные ниже тестовые работы соответствуют программе и стандартам по математике и ориентированы на учебник «Алгебра-9» под ред. С.А. Теляковского. Их можно использовать и по другим учебникам. В конце ко всем тестам приведены ответы.