Мастер-класс по теме "Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности"

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.

Различают понятия “мотив” и “цель”.

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив — побуждение к достижению цели.

Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, чтобы он чувствовал свое участие в процессе получения знаний.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. Поэтому я представляю тему своей работы “Повышение качества образования через формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности”. Мне хочется поделиться некоторыми методами и методическими приемами.

1. Метод ассоциаций – это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

2. Интеллектуальная разминка. Её можно проводить по-разному:

Что лишнее (Зевс, Афродита, Луна, Аполлон) и т.п.

Обобщить – что это (барщина и оброк – это ___)

Что пропущено – логическая цепочка (Даниил Александрович, Юрий Данилович, Симеон Иванович Гордый, Иван I Калита, Иван II Иванович Красный)

3. Графический диктант – методика Эльконина Д.Б. позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов – утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок +; не согласны значок – . В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро. Например, 1. Папа Римский – глава римско-католической церкви. 2. Концерн – фамилия изобретателя автоматического пистолета. 3. Установление императорской власти Наполеона Бонапарта поддерживала Англия.

4. Проблемное ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Часто целью становится творческое развитие учащихся, тогда используются проблемные ситуации, изначально не имеющие однозначного ответа, поощряю творческое начало в учениках за счет увеличения самостоятельности и персонализации получаемых знаний, они в большей степени усваиваются учениками.

Например:

Что появилось нового в античной цивилизации по сравнению с ахейской цивилизацией? (полисы, колонии, алфавит, развитие культуры)

Что позволило римлянам установить свое господство над Италией? (боеспособная армия, подчинение бывших союзников, республика)

Можно ли было предотвратить распад Советского Союза?

5. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов

А) Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию. В основе лежит знакомство со способами деятельности, которые необходимы для освоения обществознания, также компетентностный подход – развитие способности к решению задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. Теоретической базой для развития навыка решения специфических задач выступают знания, полученные в процессе изучения курса обществознания.

Например:

Почему богатый Новгород, а об этом хорошо знали завоеватели, монголо-татары, не был подвергнут захвату и разорению?

О ком писал философ Н.А.Бердяев: “…был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости – враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный”?”

Чем отличается Новгородская республика от Владимиро-Суздальского княжества в области системы управления?

Составь бюджет семьи из 5 человек – мамы – учительницы, папы – предпринимателя, дочки – школьницы, сына-студента, бабушки-пенсионерки.

После окончания школы 17-летние Наташа, Петр и Катя решили устроится на высокооплачиваемую работу: Катя танцовщицей в клуб, Петр – грузчиком на вокзал, Наташа – продавцом в табачный киоск. У кого из них больше шансов найти работу? Почему?

Б) Методы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала: от написания сообщений по спорным, актуальным вопросам до написания рефератов в старших классах или учебно-исследовательской работы в рамках НПК, создание презентаций.

Применение компьютерных презентаций позволяет

  1. Повысить уровень использования наглядности на уроке
  2. Повысить производительности урока
  3. Установить межпредметные связи
  4. Дает возможность организации проектной деятельности учащихся и т. д.

Мои ученики активно работают с ИКТ, многие из них проявляют инициативу сами. Конечно создание презентации урока – это совместная работа учителя и ученика. Я даю им задания по подборке иллюстраций, карт, биографий, фотографий или корректирую те презентации, которые они сделали дома. Сегодня в Интернете есть достаточно сайтов с готовыми презентациями, картами, иллюстрациями, портретами, фотографиями. Например, http://history.rin.ru/, http://www.manus.baikal.ru/rus/es08.htm, http://lesson-history.narod.ru/, https://urok.1sept.ru, http://www.istorya.ru/, http://presentations.clan.su/load/9 многие и другие. Моя задача научить детей рационально пользоваться этим богатым материалом.

Создание презентации – это захватывающий процесс творчества учителя и ученика, целью которого является повышение мотивации учащихся к изучению предмета.

Мои ученики активно принимают участие в НПК, конкурсах. В 2010 -2011 учебном году мы приняли участие в конкурсах, посвященных 350-летию города Иркутска, городских НПК, Международном конкурсе “Золотое Руно”.

Внеурочная деятельность

таблица 1.

Индивидуальная работа с учащимися

Внеклассная работа

2010-2011 учебный год

Кузьмина В. 7б – 2 место на XIV НПК “Мой город” в номинации “Историю своей Родины пишем сами”, печатная публикация в сборнике НПК.

Интерактивная игра “Мой город” (дистанционно) в рамках краеведческого марафона, посвящённого празднованию 350-летия г. Иркутска – команда 9а класса “Стиляги” – победитель в 5 туре

Кузьмина В. 7б – 2 место в секции краеведение в VI городской НПК “Эврика”, печатная публикация в сборнике НПК.

Создание презентаций к урокам истории, обществознания, “Иркутсковедения”.

Кузьмина В. 7б – участие в VI городской НПК “Шаг в будущее, Юниор!” печатная публикация в сборнике НПК.

58 учащихся – участники международного конкурса “Золотое Руно”.

Победители Попова У. 5а (5 класс), Бычкова А., Соболева Д. 9а, Черноярова Ю. 9б (9 класс)

Просекина Алена 5а – участие в областной заочной викторине “350 лет городу Иркутску”.

Иванова М. 5б – III место в Межрегиональном конкурсе электронных образовательных ресурсов

Шабурова Т. 6г – III место в городской краеведческой викторине “Иркутский школяр”.

Создание презентаций к классным часам по Правилам Дорожного Движения, по итогам четвертей и года

2011-2012 учебный год

Витвицкий Дмитрий 8б – участник конкурса составления кроссвордов на тему избирательного права и избирательного процесса

Создание презентаций к классным часам по Правилам Дорожного Движения, по итогам I четверти

Просекина Алена 6а участие в областной заочной викторине “350 лет городу Иркутску” – “Иркутск и иркутские художники”

(Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева и Благотворительный фонд “Иркутский меценат”)

Зайцев И. и Какоуров С – 6б участники городского конкурса сочинений “Фронтовик в моей семье”

“Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд”.

Сегодня я представила лишь некоторые свои разработки, все они позволяют сформировать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности и следовательно, повысить качество образования.

“Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”.