В стандартах второго поколения, в действующих нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательных учреждениях, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Формирование и развитие математической компетентности учащихся – главная проблема, которая стоит сегодня перед каждым учителем математики. Математическая компетенция — это способность структурировать данные, вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Современный уровень требований к математической подготовке выпускников, введение профильного обучения, независимой оценки уровня математической компетентности обучающихся (ЕГЭ, ГИА в новой форме по математике за курс основной школы) привели к необходимости вносить изменения в традиционные методы обучения, а также к применению развивающих технологий.
Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, “предусматривающую обязательное наличие проблемы, требующей исследования”.[3] По области применения результатов работы проекты, выполняемые с участием школьников, делятся на две группы – проекты учебные и проекты педагогические. Педагогический проект – это “своего рода мастер-класс, где учитель прививает учащимся навыки исследовательского поведения, способствует развитию логического мышления учащихся, способности к осуществлению анализа и синтеза, прогнозированию ситуации, т.е. на собственном примере учит осуществлять процесс познания методами научного поиска”.[2] Учебный проект наиболее широко используется учителями в своей педагогической практике. Как правило, это проекты, связанные с конкретной изучаемой темой или разделом. Существует множество типов учебных проектов, они могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми в зависимости от изучаемого предмета. Но суть самого метода всегда остается неизменной – это, “определенным образом организованная самостоятельная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата”.[3] При работе над проектом возникает проблема, связанная с тем, что для работы объединяются учащиеся с разной степенью подготовленности: одни обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие совершенно не готовы и поэтому могут выполнять лишь роль статистов. Перед учителем возникает задача – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом. Такую работу при обучении математике целесообразно начинать уже в пятом классе. В качестве примера организации такой деятельности на уроках предлагаем к рассмотрению работу над проектом “Фантастический город”. Цель проекта: создать учебное пособие (макет города) на основе полученных знаний по теме “Геометрические тела”.
Задачи проекта:
- изучить учебную и энциклопедическую литературу по теме “Геометрические тела”;
- использовать полученные знания для построения разверток геометрических тел, необходимых для создания макета фантастического города;
- развивать коммуникативные умения при работе в различных группах;
- развивать исследовательские умения и системное мышление.
Работа над проектом осуществлялась в два этапа: на уроках и внеурочных занятиях.(см. приложение: Описание проекта)
Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги можно сделать следующие выводы:
– использование элементов проектной технологии на уроках и во внеурочное время при изучении математики способствует развитию у учащихся интереса к изучаемым вопросам, формированию новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний;
– мини-проекты могут использоваться на уроках для решения различных проблемных задач, что помогает приучить учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно.
Список литературы.
- Бокарева С.А. Математика: поуроч. разработки для 5 кл.: кн. для учителя / С.А. Бокарева, Т.В.Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
- Корчажкина О. педагогический проект как инструмент ранней подготовки научных кадров. Народное образование , 2009 №6. С. 159– 165.
- Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. М.В.Величко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.