Интернет-урок по теме "Волновые свойства света"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить знания учащихся о явлениях волновой оптики;
    • проанализировать и объяснить примеры проявления и применения явлений волновой оптики в быту, природе и технике на основе законов волновой оптики.
  • Развивающие:
    • продолжить развитие познавательного интереса у учащихся;
    • продолжить формирование приемов умственной деятельности;
    • продолжить развитие коммуникативных компетенций;
    • активизация творческой деятельности учащихся;
    • продолжить развитие навыков работы в группе в ходе реализации групповых учебных проектов;
    • продолжить развитие навыков самостоятельной работы с доступными ресурсами сети Интернет, выполняющими функцию дополнительных ресурсов.
  • Воспитательные:
    • продолжить воспитание научного мировоззрения;
    • продолжить воспитание  умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
    • продолжить воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Для организации совместной учебно-познавательной и творческой деятельности из обучающихся класса формируются малые группы по 5-6 человек. Каждая группа выбирает организатора, функцией которого является общее руководство работой, распределение обязанностей в группе, а также технического руководителя, который отвечает за наглядное представление проекта в виде презентации.

2. Учитель предварительно находит самые лучшие ресурсы и составляет список ссылок,  которыми обучающиеся могут воспользоваться при осуществлении совместной деятельности на уроке. Кроме того, обучающиеся при домашней подготовке к уроку имеют возможность создать собственную базу ссылок на интернет-ресурсы. Данные ресурсы  должны обеспечивать доступ к  информации, не отраженной в традиционных источниках.

3. При планировании структуры урока с применением ресурсов сети необходимо  учитывать техническое оснащение кабинета,  качество работы сети Интернет. На организационном этапе урока для обеспечения быстрого включения всего класса в работу целесообразно назначать дежурного администратора, который подготовит компьютеры к использованию.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока.
  3. Выполнение учащимися заданий по поиску, систематизации, анализу информации научно-популярного содержания с использованием Интернет – ресурсов.
  4. Публичные выступления, демонстрация и защита проектов.
  5. Формулирование выводов по представленному группами  материалу.
  6. Оценка результатов урока.
  7. Задание на дом по созданию общей презентации с использованием слайдов отдельных групповых презентаций. Возможна организация конкурса презентаций, созданных параллельными классами.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока:

Природа не устает нас удивлять, демонстрируя нам свои тайны и загадки. Многое из того, что устрашало людей в прошлом, казалось им загадочным, мы, обладающие знанием и опытом, воспринимаем естественно и спокойно. Человеческое познание многих явлений происходит от незнания к знанию, через преодоление неизвестного и раскрытие его природной сути.
Сегодня на уроке мы проанализируем причины возникновения многих природных явлений с помощью законов волновой оптики, узнаем, как на основе этих законов были созданы сложнейшие приборы, нашедшие применение в разных областях человеческой деятельности.
Какие же явления объясняются волновыми свойствами света?
Интерференция света – явление сложения световых волн, приводящих к обpазованию чеpедующихся полос усиления и ослабления интенсивности света.
Дифракция  света – явление огибания светом пpепятствий, соизмеримых с длиной волны.
Дисперсия света – это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света.
Поляризация света – это ориентированность колебаний световой волны в пространстве.

Выполнение учащимися заданий по поиску, систематизации, анализу информации научно-популярного содержания с использованием Интернет – ресурсов:

Для поиска информации о проявлении в природе, применении волновых явлений вы воспользуетесь интернет-ресурсами. Отбор, анализ, систематизацию учебного материала вы будете осуществлять путем организации работы в группе. В основе отбора информации будут лежать ключевые вопросы:

  • о явлении:

Каковы причины и механизм возникновения явления?
От каких факторов зависит наблюдаемая оптическая картина?

  • об устройстве, приборе:

В чем состоит принцип работы устройства?
В каких областях нашло применение данное устройство, прибор?

 Ссылки на образовательные ресурсы, научно-популярные публикации, которые можно использовать в работе:

Правила поиска информации в Интернете: http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=201

1. Выберите поисковую машину

2. Выясните, к какому разделу относится информация.

3. Выявите основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую Вы ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.

4. Формируйте свой запрос из двух-трех слов, не меньше. Задавая отдельные слова и фразы,  учитывайте язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов и т.п. элементы, которые делают поиск значительно более эффективным.

– указывайте зону поиска.
– запрашивайте конкретную форму слов. Для этого перед конкретной формой слова поставьте восклицательный знак.
– ранжируйте слова. Если одно из слов запроса для вас наиболее важно, поставьте перед ним знак «+».
– поисковые системы учитывают регистр, поэтому не злоупотребляйте прописными буквами – используйте их только при поиске имен собственных.
– используйте синонимы.
– если известна точная фраза из искомых материалов, используйте её как цитату.

5. После проведения предварительного поиска (или первой ступени поиска), если выдано довольно большое количество документов, Вы можете воспользоваться элементом уточнения: "Искать в избранном". При этом задание поиска следует обязательно уточнить, введя хотя бы одно новое слово или ограничение, которое по Вашему мнению поможет провести правильный отбор требуемого материала.

6. Грамотно располагайте материал и проводите его сортировку по удобным для Вас признакам. Это заметно ускорит последующую обработку материала.

7. Фиксируйте все интересные для Вас найденные адреса документов в Интернете (например, с помощью программы Блокнот). Затем  выберите среди них нужные для выполнения конкретной работы адреса.

Задания для групп:

Первая группа

«Применение интерференции света»

  • Радужные цвета тонких пленок
  • Просветление оптики
  • Интерферометры
  • Голография

Вторая группа

«Применение дифракции света»

  • Дифракционная решетка как спектральный прибор
  • Радужная окраска

Третья группа

«Применение дисперсии света»

  • Радуга
  • Гало
  • Голубой цвет неба
  • Закат
  • Спектральный анализ. Спектроскоп.

Четвертая группа

«Применение поляризации света»

  • Проявление поляризации в природе.
  • Поляроиды. Поляриметры.

По результатам работы с информацией каждая группа создает мини-презентацию в Microsoft PowerPoint, защищает свой проект в публичном выступлении.

Правила создания презентации: http://lyceum.75p.ru/2011-02-08-13-12-31/220-2011-02-09-06-51-36.html

После защиты проектов технические руководители и организаторы из каждой группы создают совместный информационный продукт – Презентация