Инновационный подход к исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», одобренная и утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, предполагает не только изменение идеологической основы образования, но и, в том числе, создание общенациональной системы поиска и развития талантливых детей и молодежи, будет уметь творчески мыслить и находить нестандартные решения, что позволит конкурировать с иностранными образовательными фондами. Это предполагает формирование сети и научных, естественного цикла, и гуманитарных центров при ведущих университетах страны, и заочных школах для одаренных школьников.

По мнению российских ученых создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач современного общества.

В рамках данной концепции 1 сентября 2009 года в Екатеринбурге открыла свои двери школа для интеллектуально одаренных детей. Миссия школы – совершенствование интеллектуальных возможностей каждого обучающегося через создание условий для реализации индивидуальных траекторий личностного и интеллектуального развития участников образовательного процесса, что, бесспорно, способствует формированию профессиональной направленности личности обучающихся.

Ведущее направление развития потенциала одаренных детей – исследовательская деятельность, реализация которой в образовательном учреждении №200 осуществляется в различных формах. Одной из таких инновационных форм является Школьная Магистратура. Школьная Магистратура представляет собой научные лаборатории (лингвистическую, математики и информатики, естественнонаучную, гуманитарную, лаборатории искусствоведения, технологии и творчества) и школы (рекламы связей с общественностью и социальных инициатив), которые состоят из творческих секций. Главная задача Школьной Магистратуры – дать обучающимся возможность развить свой познавательный интерес и интеллект в ходе самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Декада Науки – традиционное ежегодное мероприятие, которое организуется и проводится в результате совместной деятельности педагогов и активных членов Магистратуры. Так в 2010–2011 учебном году Декада Науки проходила в период 3–17 февраля 2011 года. Основные мероприятия Декады:

  • Час Науки – проводился на первом уроке в день открытия Декады; посвящен научным открытиям, достижениям науки и техники, научным исследованиям.
  • Цикл радиопередач (ежедневно), посвященный ученым, интересным научным фактам, юбилейным датам.
  • Интеллектуальные игры: «Авторалли» (5-6 классы), «Своя игра» (7 классы), «За семью печатями» (8 классы), «Чаша знаний» (9 классы), «Брейн-ринг» (10 классы).
  • Заочная викторина «Наука вокруг нас» (5-11 классы).
  • Стендовая сессия «Красота спасет мир».
  • Открытая защита исследовательских проектов «Признание» (работа секций гуманитарной, математики и информатики, естественных наук, иностранных языков).
  • Научный лекторий «Через тернии – к звездам».
  • Лекции преподавателей ВУЗов Екатеринбурга: «Профессия ученый» (УрФУ), «Приемы анализа текста в рамках подготовки к ГИА» (УрГПУ).

Гордостью естественнонаучной лаборатории Школьной Магистратуры является класс автоматизированного междисциплинарного обучения NanoEducator, который мы назвали школьной нанолабораторией. Занятия по индивидуальным программам в школьной нанотехнологической лаборатории позволяют делать первые шаги в приоритетное направление науки и техники, открывающее воистину новые фантастические перспективы. Данный комплекс был получен образовательным учреждением в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на поставку оборудования в рамках ФЦПРО, смонтирован специалистом ЗАО «НТ-МДТ» в феврале 2010 года. Педагоги кафедры естественнонаучного образования МОУ СОШ №200 – учителя физики, химии, биологии – прошли обучение с выдачей сертификатов, свидетельствующих о том, что они прошли полный курс обучения на Сканирующем Зондовом Микроскопе «NanoEducator» и являются квалифицированными пользователями. На базе данного класса междисциплинарного обучения проводятся индивидуально-групповые занятия с целью первоначального ознакомления с возможностями СЗМ NanoEducator – одного из базовых инструментов нанотехнологий, лабораторные работы по физике, химии, биологии для заинтересованных учащихся профильных классов. Отличительными особенностями СЗМ NanoEducator являются: простота в обращении; отсутствие сложных настроек и юстировок; использование видеокамеры для визуального контроля состояния зонда; недорогой и многократно восстанавливаемый зонд; дружественный программный интерфейс в Apple Mac OS X 10.5 Leopard; электронного блока к компьютеру через USB порт; многозадачность, обеспечивающая возможность пользования компьютером одновременно с работой прибора; комплектация прибора необходимыми для учебного процесса тест-объектами.

В части лабораторных работ проводятся исследования поверхности твердых тел методом сканирующей туннельной микроскопии, сканирующая зондовая литография, обработка и количественный анализ СЗМ изображений, исследование биологических объектов, изучение микрофлоры воды.

Термин «нанотехнологии», бесспорно, остается ключевым понятием начала XXI века, символом третьей научно-технической революции. С позиций сегодняшнего дня цель нанотехнологии – создание наносистем, наноустройств, способных оказать революционное воздействие на развитие цивилизации.

Нанонаука продолжает стремительно развиваться. Разрабатываются новые устройства и материалы, появились новые термины и определения, произошел ряд знаковых событий у нас в стране и за рубежом в этой области.

В условиях инновационных преобразований общества для формирования целостной естественнонаучной картины мира, подготовки обучающихся к осознанному восприятию принципиально изменившегося подхода к созданию новых материалов и устройств в рамках работы естественнонаучной лаборатории Школьной Магистратуры с сентября 2011 года преподается элективный курс «Введение в нанотехнологии».

Курс «Введение в нанотехнологии» состоит из трех разделов:

  • «Наноазбука» (8 класс)
  • «Основы нанотехнологии» (9 класс)
  • «Нанотехнологии без тайн» (10-11 класс)

Задачи курса:

  1. Показать междисциплинарный характер нанотехнологии – нового направления науки, его возможности и перспективы для реализации потребностей человека.
  2. Познакомить с основными понятиями, направлениями нанотехнологий, наноинструментами, достижениями отечественных и зарубежных ученых.
  3. Способствовать развитию творческих способностей, интеллектуальной компетенции, формированию познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам (химия, физика, биология), и, как следствие, профессиональному самоопределению.
  4. Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, в том числе в сети Интернет, умения представлять результат.

На занятиях курса, кроме лекций, педагог использует «мозговой штурм», работу в группах, решение олимпиадных задач, работу с Интернет-ресурсами, выполнение творческих заданий (эссе, кластер, синквейн, диаманта, создание мультимедийных презентаций), подготовку и защиту реферата (проекта).

Важнейшим направлением деятельности Школьной Магистратуры является работа с ВУЗами города. По инициативе естественнонаучной лаборатории Школьной Магистратуры и специалистов Института развития довузовского образования Уральского государственного лесотехнического университета (ИРДО УГЛТУ) с сентября 2011 года проводится профориентационный научно-познавательный марафон для учащихся 5–11 классов «День Уральского государственного лесотехнического университета». Тематика «круглых столов»:

  • Химия вокруг нас (о роли химии в нашей жизни, увлекательные демонстрационные химические опыты).
  • Химия и экология (все об экологии, охране окружающей среды, увлекательные опыты).
  • Чудеса физики (о роли физики в технике, увлекательные физические опыты).
  • Компьютерный конструктор механизмов (о роли механизмов в технике, работа в компьютерном классе в программе создания механизмов; конкурс на лучшего создателя механизма).
  • Этот увлекательный мир бумаги (все о бумаге, о способах ее производства, самостоятельное изготовление бумаги).
  • Сохраним и приумножим (о лесных богатствах страны и способах сохранения зеленых насаждений; конкурс знатоков).
  • Искусство мебельного дизайна (все о производстве мебели, о новых технологиях изготовления деревянных изделий).
  • «Его величество» автомобиль (все об автомобилях и их роли в современной жизни).
  • Ландшафтный строитель – создатель красоты и гармонии в окружающей среде (об искусстве ландшафтного дизайна, конкурсы, викторины).
  • Совместимы ли экономика и экология? (все об экологии, охране окружающей среды, деловые игры, бизнес-планы).
  • Что нам стоит дорогу построить! (о строительстве дорог и их роли в современном мегаполисе).
  • Этот удивительный мир автоматизации (о роли автоматизации в современной жизни, примеры автоматических устройств и их применение).
  • Что такое САПР? (о роли черчения в конструкторской подготовке инженера, знакомство с современными системами автоматизированного проектирования, их роли в технике, демонстрация работы в САПР).
  • Школьная исследовательская деятельность: с чего начать? (роль исследовательской деятельности в формировании инженерного мышления школьника, примеры школьных исследовательских проектов с демонстрацией экспериментов).
  • Как управлять качеством? (о качестве жизни и путях достижения успеха в любой деятельности).
  • Туризм: «по дороге с облаками…» (о сервисных технологиях в туризме: проект туристического маршрута выходного дня, конкурсы, викторины).

В рамках совместных научно-образовательных проектов ГОУ ВПО УГЛТУ, представителей бизнес-сообщества и образовательных учреждений г. Екатеринбурга, Свердловской области и Пермского края педагоги и учащиеся нашей школы приняли участие в научно-методических конференциях «80 лет УГЛТУ – опыт высшего лесотехнического образования на Урале» (апрель, 2010 г.), «Инженер леса XXI века» (май, 2011 г.).

По линии Уральского федерального университета (УрФУ) в рамках проекта «Молодежный университет» в период 28 ноября – 14 декабря 2011 г. учащиеся нашей школы имеют возможность принять участие в Городском научном лектории «Мир глазами современной науки» по пяти направлениям (гуманитарное, естественнонаучное, математика и информатика, социально-экономическое, экспериментальное) и экскурсиях (Наноцентр УрФУ, археологический музей, зональная научная библиотека).

Таким образом, деятельность Школьной Магистратуры в школе для интеллектуально одаренных детей позволяет, на наш взгляд, выстроить индивидуальную образовательную траекторию, развить информационную и исследовательскую компетенцию, выбрать направление дальнейшего социального самоопределения каждым обучающимся в условиях инновационных преобразований общества.