Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.
Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач; демонстрация плакатов или слайдов, демонстрация видеосюжетов.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, статистические данные, учебные компьютерные презентации, видеосюжеты.
Изучив материал данной темы учащиеся должны
знать:
- определения понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”;
- способы изучения рынка труда и профессий;
- способы получения информации о рынке труда;
- особенности регионального рынка труда;
- функции Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи;
- наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
уметь:
- объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда в определенные периоды;
- находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
Цели учителя:
- Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
- Подвести учащихся к определению понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.
- Познакомить учащихся со способами изучения рынка труда и профессий.
- Научить учащихся анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
- Познакомить учащихся с функциями Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи.
- Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка труда.
- Обсудить с учащимися основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
- Создать условия для определения учащимися своих ценностных ориентаций в выборе будущей профессии.
Основные понятия;
- рынок труда;
- конъюнктура рынка труда;
- спрос на рынке труда;
- предложение на рынке труда;
- безработица;
- региональный рынок труда;
- Центр занятости населения;
- Центр профконсультационной помощи.
Методические рекомендации.
1. Рынок труда и его основные компоненты.
Важной особенностью данного урока является то, что учащиеся, безусловно, имеют некоторые (возможно даже весьма обширные) представления о теме изучения. Это и сведения, полученные на бытовом уровне, и знания, приобретенные на уроках обществознания, экономики, экономической географии. То есть содержание урока предоставляет много возможностей для актуализации имеющихся у старшеклассников знаний. Поэтому уместно прибегнуть к методике критического мышления.
Одним из вариантов активного включения учащихся в работу может стать предложение ответить на вопросы, данные в учебнике в начале параграфа 4 “Подготовка к профессиональной деятельности” (с.180).
Еще один из возможных вариантов – актуализация личного опыта учащихся. Перед ними ставится вопрос:
– Куда бы вы посоветовали обратиться своему знакомому, если бы он потерял работу в данный период времени, учитывая уровень его квалификации и характер притязаний?
Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод, что при выборе профессии, наряду с другими факторами, необходимо обязательно учитывать потребности рынка труда, его состояние, как текущее, так и прогнозируемое. Естественно, для того чтобы уметь анализировать информацию о состоянии рынка труда, нужно прежде всего знать определение данного понятия и его основные компоненты. Учитель предлагает учащимся дать определения понятиям “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.
Подводя итоги обсуждения по определению каждого понятия, педагог может представить данные определения, оформленные заранее на бумажном (плакате) или электронном носителе (слайде учебной компьютерной презентации).
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компоненты рынка труда:
– спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
– стоимость рабочей силы;
– цена рабочей силы;
– конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и
наемными работниками.
Субъектами рынка труда выступают:
– работодатели и их представители (союзы);
– работники и их представители (профсоюзы);
– государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения,
департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Спрос на рынке труда определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.
Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.
Конъюнктура рынка труда – сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. Она определяется совокупностью условий (технических, экономических, социальных, правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.
Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
2. Получение и анализ информации о рынке труда.
Центральное место на этом этапе урока следует отвести организации
самостоятельной работы учащихся. Одним из вариантов в данном случае может стать
организация исследовательской работы в группах. Каждая группа учащихся получает
информационные источники:
– с опубликованными объявлениями о вакантных рабочих местах;
– с данными статистики Федеральной службы по труду и занятости РФ;
– с данными статистики регионального Центра занятости населения;
– с различными прогнозами состояния рынка труда на ближайший период.
Особенностью содержания изучаемого материала является то, что ситуация на рынке труда постоянно меняется и информация, предложенная в учебнике, должна дополняться, а в некоторых моментах даже критически переосмысливаться. На это преподаватель обязательно должен обратить внимание учащихся.
Подводя итог исследованиям отдельных групп учащихся, целесообразно обратиться
к схеме “Рынок профессий”, приведенной в учебнике на с. 182. Вопросы могут быть
следующими:
– Совпадают ли выводы, полученные в результате вашего микроисследования с
содержанием данной схемы? Почему?
– Какие профессии вы хотели бы перенести из одной части схемы в другую?
Аргументируйте свои действия.
– Какие профессии вы считаете необходимым добавить в качестве примеров ко всем
частям схемы? Приведите аргументы.
– Может ли измениться “расстановка сил” в будущем? С чем это может быть связано?
3. Проблемы трудоустройства.
Анализ информации, предложенной учащимся на предыдущем этапе урока, позволяет
им также самостоятельно попытаться сформулировать типичные проблемы
трудоустройства. После этого можно обратиться к тексту учебника (с. 181) и
предложить следующие вопросы:
– Какие из перечисленных в учебнике проблем особенно актуальны для молодых
людей, впервые ищущих работу?
– Что вы считаете необходимым добавить к указанным проблемам, руководствуясь
собственным опытом или опытом своих родных, знакомых?
– Где вы можете получить помощь при решении проблем трудоустройства?
4. Центры профконсультационной помощи.
Если учащиеся, отвечая на последний вопрос, в числе возможных посредников при решении проблем трудоустройства не называют Центры профконсультационной помощи, учитель сообщает им о наличии такой службы и знакомит с ее функциями. Можно вновь обратиться к тексту учебника (с.184), а при наличии времени познакомить школьников с документами, регламентирующими деятельность Центров занятости и Центров профконсультационной помощи (см. Дополнительный материал для учителя). Очень важно дать учащимся информацию о региональных Центрах занятости, их районных отделениях, показать на слайдах (если имеется такая возможность), структуру сайта Службы занятости, предоставить информацию о местонахождении ближайших отделений Центров занятости и Центров профконсультационной помощи. Еще лучше, если в распоряжении учителя имеются видеосюжеты о деятельности Службы занятости.
Для закрепления материала учащимся можно предложить составить план действий молодого человека, впервые ищущего работу.
Домашнее задание.
Для успешного изучения следующей темы раздела целесообразно дать учащимся опережающее домашнее задание:
– Соберите как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором вы хотели бы получить профессию после окончания школы. Используйте различные источники (СМИ, сайты образовательных учреждений, буклеты, справочники, опросы и др.).