Цель урока: Формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры.
Задачи урока:
- Познакомить с творчеством К.Сен-Санса.
- Воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству.
- Развивать творческое воображение детей в процессе знакомства с музыкальными образами зверей и птиц.
Используемый материал:
- К.Сен-Санс “Кукушка в глубине леса” из “Карнавала животных”.
- К. Сен-Санс пьеса “Куры и петух” из “Карнавала животных”.
- К. Сен-Санса “Упрямцы с длинными ушами”.
- К.Сен-Санса “Королевский марш льва”.
- Игра “Веселые зверята”.
- Игра “Угадай, кто появился?”.
- В. Шаинского “Чунга-чанга”, “Пиу-пиу”.
- Г. Гладков “Песенка Львенка и Черепахи”.
- Детские музыкальные инструменты.
- Презентация. (Приложение 1)
Ход урока
Организационный момент. Построение учащихся перед классом. Вход в класс под музыку.
Работа по теме урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! (Учитель играет нисходящее ре мажорное трезвучие, по два раза каждый звук.)
Ученики: Здравствуйте! (При ответе учащихся учитель играет нисходящее ре мажорное трезвучие.)
Учитель:
Вслушайтесь, весь мир поет
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет –
Мир ее волшебен!
Учитель: Мы начинаем урок! Сегодня мы с вами идет …в зоопарк. По дороге из далекого леса раздаются звуки какой-то птицы. Дайте прислушаемся к этим звуком!
Звучит пьеса К.Сен-Санса “Кукушка в глубине леса”.
Учитель: Кто это был? Вы узнали?
Ответы детей.
Учитель: В каком лесу живет кукушка? Как нам об этом рассказывает музыка?
Ответы учащихся.
Учитель: И наконец, мы в зоопарке. Нас встречают …(Звучит пьеса “Куры и петух”.)
– Кто нас встретил?
– Куры и петух.
Учитель произносит загадку.
Учитель: Я родился в желтой шубке, прощайте две скорлупке! (Цыплята.)
Исполнение песни с движениями “Пиу-пиу”. (Работа над выразительным исполнением песни.)
Давайте пойдем дальше. А что это за животное? (Звучит пьеса К. Сен-Санса “Упрямцы с длинными ушами”.)
Учитель: Чей портрет нарисовала нам музыка?
Ответы учащихся.
Учитель: Да, правильно! Это животное упрямое. В музыке нам описывает, как он твердит “И-а, и-а!”
Учитель: А узнать следующее животное из зоопарка нам поможет загадка.
Учитель произносит загадку:
В животе карман у мамы,
Это домик лучший самый
Для ушастого зверька,
Мама с ним всегда пока. (Кенгуру.)
Далее учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить кенгуру. (Звучит пьеса К. Сен-Санса “Кенгуру”.)
Далее учитель предлагает поиграть в командную игру “Веселые зверята” (учащихся делят на команда , команды должны промяукать или прохрюкать и т.д. какую-нибудь песенку , например “Песенку крокодила Гены”).
Учитель: А теперь мы приближаемся к … (Звучит пьеса К.Сен-Санса “Королевский марш льва”.)
Учитель: Кто же это?
Ответы учащихся.
Учитель: Каким музыка рисует льва?
Ответы учащихся.
Учитель: Мы представляем, как лев важно шагает. Музыка звучит торжественно. Как вы думаете, чем приветствует нас царь зверей?
Учащиеся: Рычанием, он важно ходит.
Учитель: Ребята, кого бы из животных вы бы хотели изобразить или “превратиться”?
В зависимости от ответов, детям предлагают соответствующие арт-терапевтические упражнения, которые можно представить в форме игры “Угадай, кто появился?”
Упражнение “Кенгуру”. (Дети, подпрыгивая под музыку сначала на двух ногах, затем на одной.)
Упражнение “Слон”. (Дети под музыку К. Сен-Санса медленно и тяжело двигаются, имитируя движение слона.)
Упражнение “Смешная обезьянка”. (Пение сквозь неплотно сжатые губы, вытянутые вперед. Можно использовать песню В. Шаинского “Чунга-чанга”.)
Упражнение “Лев”. (Дети под соответствующую музыку ходят гордо и важно.)
Затем учитель предлагает желающим “изобразить” на детских синтезаторах или других музыкальных инструментах “портреты” понравившихся им зверей.
В завершении урока учитель предлагает детям расслабиться и представить, что они лежат на пляже под пальмой. Предложить разучить песню “Песенку Львенка и Черепахи”.
Учитель: Вот и подходит к своему завершению наш поход в музыкальный зоопарк. Какими животными и птицами мы сегодня с вами встретились в зоопарке?
Ответы учащихся.
Учитель: Мы с вами убедились в том, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.
Под торжественную маршевую музыку учащиеся выходят из класса.