Цели:
- обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме “Лексика”,
- закрепить знание терминов “устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы”,
- показать значимость знания лексики на примере сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”, раскрыть богатство лексики А.С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся,
- пробудить интерес к родному русскому языку, учить работе в команде.
Краткое пояснение.
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что, кажется, добавить нечего. Но это только кажется. Работая во втором классе по УМК “Школа ??? века”, я увидела параллельное изучение на уроках русского языка темы “Лексика”, на уроках литературного чтения темы “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина. Обобщающий урок чтения по этой сказке назвала “Путешествие в Лексикоград”, где с помощью презентации на интерактивной доске провела конкурсы для учащихся, заранее разбитых на 5 команд. Ученики сидели за столами по командам. Задание показывалось на доске – экране, дети выполняли задания на распечатанных листах. После ответов команд задание проверялось на доске-экране. Команды, правильно выполнившие задание, получали призы на морскую тематику от Золотой рыбки. В конце урока каждая команда из полученных призов оформила свой коллаж “Морское царство Золотой рыбки”.Золотая рыбка поселилась там, где “Морское царство” оказалось наиболее “богатым”, благодаря знаниям детей. Между заданиями каждая команда представляла инсценированный отрывок из сказки с помощью кукол кукольного театра. Кукле “старухе” родители сшили наряды, согласно сценарию сказки. “Старуху” быстро переодевали. Она появлялась каждый раз по-новому. Куклу “старика” не переодевали. (Когда дети инсценируют сказки с помощью кукол, они не смеются над одноклассниками и увлекаются происходящей театрализацией на сцене.)
Урок прошёл замечательно! Были вопросы, задания, открытия, инсценировки с помощью кукольного театра, призы и победы. Но самое главное, дети применили знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз мы убедились в гениальности великого поэта.
Этапы урока.
- Знакомство с Лексикоградом.
- Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.
- Инсценировка эпизода сказки с помощью кукольного театра или выразительное чтение начала сказки.
- Двор Устаревших слов. Задание для учащихся из букв разрезной азбуки.
- Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.
- Улица Синонимов. Задание для учащихся на распечатанных листах.
- Терем Омонимов. Задание для учащихся на распечатанных листах.
- Дворец Фразеологизмов. Задание на доске или на печатных листах.
- Итоги “Путешествия”.
- Вывод по сказке А. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке”.
Орг. момент. Знакомство с Лексикоградом.
Слайд 2.
Город красоты небывалой,
Город сказочный, город немалый,
Нас сегодня в гости приглашает
Встречу нам с Прекрасным обещает.
Это город Лексикоград!
Нашей встрече он очень рад!
Маршрутный лист “Путешествия по Лексикограду”.
Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
Чтобы город обойти
И не сбиться нам с пути,
Получите лист маршрутный!
Сказку возьмите в попутчики.
А какую сказку мы возьмём в попутчики? (Ответы детей).
Сегодня опять мы в сказке побываем,
Что-то вспомним, а что-то узнаем,
Во Дворе устаревших слов
(Вид его ну совсем не нов!)
Выйдем к морю Антонимов,
Пройдём по улице Синонимов,
Полюбуемся теремом Омонимов,
Посетим Дворец Фразеологизмов.
Время в пути промчится быстро!
Но мы сумеем найти ответ:
В чём же сказок Пушкина секрет?
Инсценировка эпизода сказки (с помощью кукольного театра)
Итак, путешествие начинаем!
Начало сказки мы прочитаем.
Слайд 4.
Чтение сказки со слов
“Жил старик со своею старухой…”
До слов
“Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе”.
Слайд 5.
Чтение сказки со слов
“Воротился старик ко старухе…”
До слов
“Наше-то совсем раскололось”.
Двор Устаревших слов.
Слайд 5. (Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)
Во Дворе устаревших слов
Разобрать дед слова не смог.
Перепутались буквы в словах.
Соберите слова на столах.
У команд на столах конверты с буквами-карточками:
- ТАСЧЕР
- МЕЛЗЯКНА
- РЕКТЬСНЯКА
- ОРКОТЫ
- ЁЛСЕВТКА
Из этих букв надо собрать устаревшее слово. Ответы:
- СТАРЧЕ,
- ЗЕМЛЯНКА,
- КРЕСТЬЯНКА,
- КОРЫТО,
- СВЕТЁЛКА.
Слайд 6.
Проверка выполнения задания. Команды, верно собравшие слова, получают “морские богатства”. Это могут быть ракушки, морские звёзды, кораллы и т.д.
Слайд 7.
5. Море Антонимов.
Наше путешествие продолжается.
К морю Антонимов мы приближаемся.
А на море том неспокойно,
Подберите к слову антоним.
Слайды 8, 9, 10. (Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Команды по очереди подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.
Закинул невод - вытащил невод.
Поймал рыбку – отпустил рыбку.
Старое корыто – новое корыто.
Низкая землянка – высокий терем.
Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.
На море тишь – на море чёрная буря.
Команды, верно подобравшие антонимы, получают “морские богатства”.
Слайд 11-12. Инсценировка следующего отрывка сказки.
6. Улица Синонимов.
Антонимы мы подобрали
И на улицу Синонимов попали.
Слайд 13.
Здесь надо к слову синоним найти
И слова стрелкой соединить.
Ученики командой выполняют задание на распечатанных листах. После сдачи работ проверка на доске-экране.
Слайд 14.
- Ругает – бранит.
- Кликать – звать.
- Печалится – грустит.
- Молвит – говорит.
- Перечить – спорить.
Слайд 15. Инсценировка следующего отрывка сказки.
7. Терем Омонимов.
Слайд 16.
К красивому терему мы подошли.
Здесь мы омонимы вспомнить должны.
В словах – омонимах звуки похожи.
Только значения их не схожи.
Слайд 17.
В словах ударение надо поставить,
Чтобы верно значение слов обозначить.
Дорогой за себя дам откуп.
За широкой дорогой шумело море.
Дети выполняют задание на распечатанных листах.
Слайд 18. Проверка задани .
Ответ. Дорогой за себя дам откуп.
За широкой дорогой шумело море.
Команды, которые верно назвали омонимы, получают призы “морские богатства”: ракушки, морские звёзды, кораллы и т.д.
Слайд 19. Инсценировка следующего отрывка из сказки.
8. Дворец Фразеологизмов.
Слайд 20.
Близится путешествия конец.
И вот перед нами прекрасный дворец.
Здесь фразеологизмы обитают,
Они нашу речь украшают.
Слайд 21.
Ученики по командам сначала сами объясняют значение фразеологизмов.
Не в свои сани не садись!
Что ты, баба, белены объелась?
Лишь с очей прогнать его велела.
Не дерзнул слова поперёк молвить.
Не печалься, ступай себе с Богом.
Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.
Слайд 27.
Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А.С. Пушкина.
Этот ответ, может быть, будет иметь решающее значение для победыкоманды.
Ответ. Осталась у разбитого корыта.
Слайды 29-33
9. Итоги “Путешествия в Лексикоград” .
У команд получился коллаж “Морское царство Золотой рыбки”. Золотая рыбка “поселится” только там, где “царство оказалось самым богатым”, благодаря знаниям ребят!
10. Вывод урока.
Как богат мир океана, так же богат мир “Лексики”. Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства “Лексики” в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи. Состояние моря –это отношение русского народа к поведению Старухи.
Слайд 32.
Так в чём же секрет сказок А. С. Пушкина?
Секрет сказок Александра Сергеевича Пушкина в Мудрости, истины которой востребованы во все времена. Таких поэтов и писателей, над творчеством которых время не властно, мы называем классиками.
Слайд 33.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…
А чтобы мудрым стать, учёным,
Прочти великих сказок том!