Деление на однозначное число. Устные и письменные приемы вычисления

Разделы: Математика


Тема: Деление на однозначное число.

Устные и письменные приёмы вычисления.

Цель:

1. Создать условия для развития навыков устного счёта, грамотной математической речи, навыков контроля и самоконтроля.

2.Продолжить работу над формированием следующих математических умений:

  • деление многозначных чисел на однозначное;
  • решение уравнений на нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя;
  • решение текстовых задач на движение;

3. Воспитывать аккуратность, культуру и организацию труда, умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения, стремление добиваться лучших результатов. Пробуждать интерес к предмету через игру.

Литература: Н.В.Лободина Развёрнутое тематическое планирование по программе “Планета знаний” 4 класс Волгоград 2010; М.И.Башмакова, “Математика” методические рекомендации Москва Астрель 2009, С.И. Волкова Тесты 4 класс АСТ Астрель Москва 2003, Начальная школа № 5 2009

Оборудование: учебники, тетради, разноцветные ниточки, фотографии птиц: орла и ястреба, магические квадраты, тесты.

Ход урока

I Организационный момент.

- Сейчас я скажу слова: “Добрый день!” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Добрый день всем девочкам!

- Добрый день всем мальчикам!

- Добрый день всем, кто сегодня чистил зубы!

- Добрый день всем, кому нравится такая погода, какая сейчас за окном!

- Добрый день всем, кто хочет узнать смысл выражения “Семь пядей во лбу”!

- Добрый день всем, кто хочет поиграть в игр у! (“Орлы” и “Ястребы”)

II Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

На доске запись “Семь пядей во лбу”.

Наденьте “шапку размышлений” (завернуть мягко уши от верхней точки до мочки – 3 раза) и подумайте, о ком так говорят?

Высказывания обучающихся.

Пядь- это старинная мера длины, равная 19 см. Вычислите! Сколько получилось?

7х 19=133см.

- Может быть лоб такой величины?

- Так говорят об очень умном человеке!

- Как вы вычисляли? (кто-то устно, а кто-то письменно)

III Сообщение темы и цели урока.

Дети говорят, что на уроке будут вычислять устно и письменно.

Учитель сообщает, что сегодня урок-игра. Класс делится на две команды: “Орлы” и “Ястребы”, раздаёт каждому ученику разноцветную ниточку и рассказывает о ней.

Историческая справка.

При археологических раскопках в Китае и Индии были найдены квадратные амулеты: квадрат разделён на 9 квадратиков, в каждом из которых написано по одному числу от одного до девяти. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и по каждой из двух диагоналей были равны одному и тому же числу 15. В средние века магические квадраты были очень популярны.

Самый знаменитый лабиринт находился на острове Крит. Его построил знаменитый архитектор для царя Миноса, который поселил туда человека-быка Минотавра – страшное чудовище. Каждые девять лет греки должны были посылать Миносу семь девушек и семь юношей, которых он бросал на съедение Минотавру. Однажды среди обреченных оказался Тесей, которому Ариадна, дочь Миноса, дала клубок нитей. Привязав конец клубка ко входу в лабиринт, Тесей смело пошел вперед, нашел Минотавра, убил его в жестокой схватке, а потом по нити вернулся назад.

Поэтому и сейчас путь, ведущий к цели в сложных условиях называют нитью Ариадны.

IV Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

1.Работа по магическим квадратам:

  • капитаны команд у доски (показ цифр от 1 до 9)
  • ученики работают по индивидуальным квадратам.

За правильное выполнение каждого задания команда получает фигурку голубя в клюве, которого фигуры: треугольник, квадрат, звезда, круг, волнистая линия.

    1. Обвести ответы в кружок.
    2. - Сколько дней в неделе? (7)

      - Сколько хвостов у двух котов? (2)

      - Сколько букв в названии нашей страны? (6)

      - Сколько углов у квадрата? (4)

      2.Работа в тетрадях.

      Каллиграфическая минутка

    3. Записать в тетрадь полученные числа (все записывают 7264,7624,7426,2764,2674,2476,6274,6472,6742,6247)
    4. “Орлы” - запись чисел в порядке уменьшения;

“Ястребы” - запись чисел в порядке увеличения.

3.Практическая работа в парах. Тест “ Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число”

Верно или неверно данное утверждение?

Если считаешь утверждение верным, поставь около его номера знак “+” , если неверным, - знак “ -”.

  1. Если число 2800 увеличить в 2 раза, получится 5600.
  2. Число 5600 больше числа 8 в 70 раз.
  3. Если делитель равен 900, а частное 4, то делимое равно 3600.
  4. Произведения 8х1000, 800х4,1500х2 записаны в порядке увеличения их значений.
  5. Если число 2700 уменьшить в 9 раз, получится 300.
  6. Число 24000 больше числа 8 в 3000 раз.
  7. Если первый множитель 15, а второй 60, то произведение равно 90.
  8. Если число 350000 уменьшить в сто раз, получится 3500.
  9. Если в “окошко” записать число 40, равенство 84000: =70х30 станет верным.
  10. Если первый множитель равен 160, а второй 50, то произведение равно 800.

Проверка с доски.

№ задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество баллов 1 1 2 3 1 1 1 2 2 1

Максимальное количество баллов15.

Оценки: “5”-15 баллов;

“4”-12-14 баллов;

“3”-9-11 баллов.

4. Работа по учебнику стр. 100 №1

Устное вычисление.

5.Физминутка

“Зоркие глазки” (шесть кругов по часовой стрелке и шесть кругов против часовой)

“Стрельба глазами” (вправо, влево, вверх, вниз по три раза)

V Самостоятельные упражнения в применении знаний и умений, отработке навыков.

  1. Решение задачи №3 стр. 100
  2. Нахождение значения выражений №5 стр. 100(“Орлы”-первая строка, “Ястребы”-вторая строка)
  3. Физминутка
  4. 1,2,3,4,5- вышли пальцы погулять .

    Большой палец- этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

    Указательный палец- этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Средний палец- этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик Безымянный - он избалованный самый.

    Мизинец – этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал.

  5. Решение уравнений №9 стр. 101(по одному уравнению каждой команде)

VI Рефлексия.

Оцените свою работу по шкале успеха. (ученики рисуют фигуру на индивидуальном листке).

Шкала успеха.

-Я мог (ла) бы работать и лучше.

- Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы.

- Сегодня я работал (а) в полную силу. У меня всё получилось.

- Я сегодня плохо работал (а).

- Я очень старался (ась), но у меня не всё получилось.

- В знак благодарности за урок подарите свою самую добрую улыбку своему соседу по парте.

VII Итог урока .

Подсчёт голубей, определение команды победительницы.

- Какими имеющимися умениями сегодня воспользовались?

- Какие задания показались трудными?

- Чем вызваны эти затруднения?

- Что вы делали, чтобы преодолеть затруднения?

- Какие новые умения появились?

- Подумайте, что нужно изменить, чтобы работать лучше.

VIII Домашнее задание “Орлы”- №6 стр. 101 “Ястребы”-№7 стр. 101.

Каждому измерить нить Ариадны и записать длину в разных единицах измерения.