Введение.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в специальной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", утвержденной Правительством РФ в феврале 2001 года.
Особое внимание в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства.
Процесс познания у детей происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий. Так приходит любовь к Родине, ее природе истории, культуре, людям.
Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс, патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, цель которого – воспитание патриотических чуквств и отношений подрастающего поколения.
Патриотизм рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Содержательные характеристики патриотизма включают знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, потребности в прогрессивном развитии своего государства, чувство национального достоинства, гордости за принадлежность к своей культуре; активную творческую деятельность на благо Отечества.
Патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, сегодня практически ушло из терминологии дошкольной педагогики. Современные вариативные (комплексные, парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы в меру определения задач социального развития уделяют внимание данному разделу, но делают это чаще по отдельным, разрозненным разделам патриотического воспитания.
Начиная работу спо патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог прежде всего должен сам знать его, он долженпродумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесть, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а так же физического воспитания.
Глава I. Дошкольникам об истории и культуре России.
1.1 Изучение темы: “Моя Россия, моя Москва”.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей “взрослые ” показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизмы.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи.
Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, запоминающейся. Привязанность к детскому саду связана с тем, как много знают о нем малыши, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Для этого воспитатель организует экскурсии по детскому саду, знакомит дошкольников с сотрудниками, в последующей беседу предлагает ребенку рассказать воображаемому (реальному) гостю о том, какие занятия он предпочитает.
Экскурсия по дошкольному учреждению – традиционная форма работы.
Двор, улица, на которой живет ребенок, также могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения “собственности” (мой двор, моя улица). Но и это не происходит само по себе.
Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком или надо ехать.
Столь же необходимо воспитание любви и привязанности к своему городу. Эта часть работы требует большой опоры на когнитивную сферу, на воображение ребенка и его память.
Но где бы ни жили дети России, знать о Москве они должны. Это столица нашей Родины.
Воспитание заинтересованного отношения к своей стране в большой мере опирается на информацию, которую дети могут усвоить. Особенностью является от, что знания должны вызывать эмоциональный отклик и побуждать ребенка к пркктической деятельности.
Еще при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали ее название. Теперь воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх (“Кто больше стран назовет”), в упражнениях типа “Из разных названиях стран выбери нашу страну”, “Как написать адрес на конверте”.
Детей знакомят с символикой страны, рассказывают, что у каждой страны есть свой флаг, герб, гимн. На совместном этапе дошкольникам, вероятно, можно показать герб и флаг и объяснить, где и когда они могут увидеть эти символы.
При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Дети рассматривают картины И.Левитана, И.Шишкина, К.Юона и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны, слушают стихи А.Блока, С.Есенина, музыку П.Чайковского, С.Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только высокохудожественные произведения.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников (выбор зависит от воспитателя). Надо также на конкретных примерах, через конкретных людей, познакомить детей с лучшими качествами российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, стойкость, умение защищать свою Родину).
Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Социологи и культуроведы отмечают, что праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей.
Деятельность эта может быть разнообразной. Важно, чтобы она была интересна и понятна ребятам и, чтобы они охотно принимали в ней участие.
Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям, воспитателю и учителю стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. [2., с137].
1.2 Народное творчество – источник патриотического воспитания дошкольников.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки.
Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.
Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляют педагогический процесс, оказывают особое влияние на воспитание патриотических чувств.
В младшей группе педагог использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают живописность русского языка.
Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего.
Воспитатель проводит и специальные занятия, знакомящее ребят с произведениями фольклора.
Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение.
В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками (русские народные, украинские сказки). В начале занятия педагог объясняет детям, почему сказка называется народной. Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам к языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.
Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах досуга, на специальных праздничных утренниках.
Большую радость у детей вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания.
В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвященные русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек и т.д.
На занятиях ребята рассматривают, описывают, изображают предметы народного творчества, например, дымковскую глиняную игрушку. Воспитатель обращает внимание не только на форму и цвет предмета, но и на его характерные особенности, настроение. Ведь дети шестого года жизни достаточно тонко понимают скрытый юмор, задор, грусть, переданные художником в своем произведении.
Особый интерес вызывает у детей рассматривание вышивки и кружев.
В работе по ознакомлению с народным искусством педагог использует краеведческий материал.
В старшей группе дети продолжают знакомиться с устным народным творчеством: сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий. В этой же группе ребята знакомятся с пословицами и поговорками. Интересно проходит занятие, на котором дети знакомятся с русскими пословицами, посвященными временам года.
Ознакомление детей с пословицами может быть частью занятия, посвященного народному творчеству.
В старшей группе ребят начинают знакомить с устным народным творчеством не только русского, но и других народов.
Дети подготовительной группы с произведениями фольклора знакомятся в основном вне занятий.
Для каждой местности характерны свои народные песни, сказки, хороводы. Однако достоянием детей должны стать лишь лучшие образцы народного творчества.
Особое место в подготовительной группе отводится знакомству с поговорками и пословицами. Так же, как и в старшей группе, воспитатель объясняет их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования. Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку.
Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказками.
На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Заслуживают внимания коллективные работы дошкольников по мотивам дымковских игрушек, хохломы, русских кружев.
Очень интересно проходит занятие, на котором воспитатель рассказывает ребятам о чудесах палехских мастеров миниатюры.
На занятиях дошкольники узнают о декоративно-прикладном творчестве других народов нашей страны. Во многих детских садах организованы уголки творчества, где дети в свободное время могут рассмотреть народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства (или альбомы с их изображением). Все это обогащает и углубляет детские представления об искусстве, языке и быте разных народов.
Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству, педагог знакомит их с репродукциями, альбомами, рассказывающими о резьбе по дереву, организует встречи с народными умельцами [1.,с115].
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
Глава II. “Ознакомление дошкольников с родным краем”.
2.1. Первые представления дошкольников о родном крае.
Первые представления о родном крае, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны.
При отборе познавательного материала педагог должен руководствоваться следующими принципами:
- Определять, какие воспитательные задачи можно решить, исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.
- Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.
Младшая группа.
Круг интересов детей ужу выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями и воспитателями они гуляют по улицам города, ездят со взрослыми за город, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.
Совершая целевые прогулки с малышами по ближайшим к детскому саду улицам, педагог показывает им, например, магазин, кинотеатр, клуб и в доступной форме объясняет их назначение.
Во время прогулки педагог показывает детям, где трудятся их родители: “Вот магазин, здесь работает мама Димы”.особое внимание воспитатель должен уделять прогулкам с малышами по празднично украшенным улицам.
Средняя группа.
Программа ознакомления детей пятого года жизни с родным краем может включать такие темы: “Улицы нашего города (села)”, “Село - город”, “Москва – главный и самый большой город нашей страны”.
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство – улицу или двор… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Воспитатель должен научить детей замечать все происходящее вокруг. В основе методики ознакомления детей с родными местами лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Целесообразно планировать экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.
Проводя наблюдение или целевую прогулку, педагог должен одновременно заботиться о нравственном, умственном, эстетическом воспитании детей.
Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развития их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: “Наша улица”, “Новый детский сад”.
Дети средней группы должны знать, что если поехать на автобусе или на поезде, то можно увидеть много разных городов и сел, а самый большой и главный город страны – Москва. Все это на одном занятии расскажет воспитатель.
В ознакомлении детей с родным городом, ближайшим селом, поселком большая роль принадлежит родителям. Воспитатель в индивидуальной беседе или на родительском собрании расскажет, с какими объектами, достопримечательностями целесообразно познакомить дошкольников этого возраста, почему это должна сделать семья, как провести то или иное наблюдение или поездку.
Понятия “город” или “село” легче усваиваются путем сравнения: дети рассматривают картины, изображающие сельский или городской пейзаж, сами рисуют село многоэтажные городские здания, с помощью воспитателя конструируют сельский постройки (дом, ферма и др.).
Знакомя детей средней группы со столицей нашей Родины, воспитатель должен сообщить им примерно следующее: главный город нашей страны называется Москва; в Москве есть Кремль, Красная площадь; в Москве есть много красивых зданий.
Рассматривание иллюстраций лучше всего провести за несколько дней перед занятием. Тогда на занятии дети будут более активны и смогут ответить, что изображено на картинках, что есть на Красной площади, каков Кремль и т.п. Занятие – беседа о Москве может быть проведено с использованием художественных произведений.
Старшая группа.
Пятилетние дети ужу значительно больше знают о своем родном городе или селе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы.уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домой, благоустройство города, села. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет важное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.
Круг интересов и представлений детей воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране.
С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему: “Город - село”. В зависимости от того, где живут дети – в селе или в городе, - последовательность ознакомления с этими понятиями будет разной.. сельские дети сначала знакомятся с родным селом, а затем раскрывается понятие “город”. Городских детей сначала знакомят с родным городом, а затем подводят к осознанию понятия “село”. Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры – занятия с макетами.
Пятилетние дети должны усвоить не только понятия “село” и “город”, но также новые для них понятия “столица”, “страна”; они ужу должны знать, что больше – село или город, город или страна.
В течение года воспитатель планирует 3 – 4 занятия, посвященных столице нашей Родины. Основная цель их: вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.
Нельзя представить себе современного человека любящего свою Родину, но не знающего произведений великих писателей, художников, композиторов.
С произведениями А.Пушкина дети впервые знакомятся в средней группе. Тогда воспитатель лишь называет имя поэта и показывает его портрет. В старшей группе ребята получают ужу более систематические и глубокие знания.
Подготовительная группа.
Знакомя детей с той местностью, где живут дети, с их родным краем, педагог ужу в гораздо большей степени обращает их внимание на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе или селе. Воспитатель рассказывает, почему здесь поставлен этот памятник, какому событию или человека он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие подвиги, военные и трудовые, совершены на этой земле.
Дети подготовительной группы должны ужу достаточно хорошо уяснить для себя понятия “село”, “город”, “страна”.
Занятий посвященных нашей Родине, должно быть несколько: “Москва – столица России”, “Москва – самый красивый город нашей Родины” и т.д. Безусловно, проводя все эти занятия, воспитатель использует большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видео.
Большую помощь в проведении этих занятий оказывает художественная литература. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений воспитатель планирует изобразительную деятельность детей (рисование и аппликация).
Более глубоким становятся и представления детей о климатических и природных зонах России.
Дети подготовительной группы интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Многие ребята под руководством взрослых в семье собирают фотографии космонавтов, марки и значки и т.д. Занятия будут интересны детям, если готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю.А.Гагарине, о его жизни и работе. В групповой библиотечке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на “космические” темы.
В подготовительной к школе группе углубляются знания детей о великих писателях, художниках, композиторах. [1.,с31].
Формирование чувства любви к природе родного края.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:
- Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- Воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;
- Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.
Интерес к природе появляется ужу в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать.
С детьми 3 – 4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременные, эпизодичны, но уже довольно разнообразны по тематике. Постепенно границы наблюдений расширяются. Малышам доступно рассказывают о том, что дает нам природа.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем. Однако, воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе.
Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому. Постепенно содержание труда в природе усложняется.
Полезно организовать наблюдения за трудом старших дошкольников и совместную работу их с малышами.
В средней группе необходимо развивать у детей интерес и любовь к природе, к ее красоте; приучать детей заботиться о животных, ухаживать за растениями.
Знакомить дошкольников этого возраста с природой можно на экскурсиях и прогулках, во время занятий и бесед.
Ценность каждой встречи ребенка с природой значительно возрастает, если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются в единстве.
Готовясь к проведению прогулки или экскурсии, воспитатель должен не только четко продумать ее программное содержание. Экскурсию целесообразно строить так, чтобы на каждом ее этапе решалась одна из поставленных задач: расширить и уточнить знания; воспитывать положительное отношение к природе; пробуждать эстетические чувства.
Воспитатель учит детей не только внимательно наблюдать явления природы и устанавливать постепенно связи между ними, но и выражать в речи результаты своих наблюдений, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение к природе. Для этого педагог использует различные методы и приемы.
Конечно, в среднем дошкольном возрасте появляются лишь первые ростки бережного, действенного отношения к природе, но и это имеет очень большое значение, ибо, как писал В.А.Сухомлинский, важно не только, “сколько деревьев посадил каждый ребенок, а то, чем стало для него хотя бы единственное деревце, как оно вошло в его сердце…”.
В старшей группе по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общений с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе. Очень важно, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой.
В старшей группе педагог проводит беседы о труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей природе, воспитывают у них чувство гордости за труд человека.
Во второй половине года в старшей группе можно проводить беседы об охране природы, о создании заповедников.
Воспитатель побуждает детей к труду в природе, постепенно у них воспитывается умение замечать необходимость своего труда и проявлять инициативу.
В старшей группе труд становится более разнообразным, систематическим, инициативным и несет определенную физическую нагрузку.
У детей подготовительной к школе группы возникает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Где бы ни находился детский сад, воспитатель обязательно должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луч, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе. Большую помощь детскому саду в обогащении чувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных их встреч с природой может оказать семья.
Если в детском саду есть телевизор, то иногда полезно посмотреть с детьми некоторые телепередачи из серии “В мире животных”. В уголке природы должна быть небольшая теплица, в которой дети сами выращивают растения. Живыми обитателями уголка могут быть черепаха, хомяк, морская свинка.
Педагог углубляет и расширяет представления детей о труде людей по преобразованию природы.
Детям подготовительной группы уже доступны довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Поэтому воспитатель может широко использовать на занятиях и в свободное время пейзажную лирику: “Уж небо осенью дышало…”.
Передавать свое отношение к природе ребенок может в творческом рассказе или придуманном им самим стихотворении.
При обучении рассказыванию не только развивается связная и выразительная речь ребенка, но и создаются предпосылки для развития умения передавать свое отношение к природе в речевой деятельности.
Интересны и доступны детям и другие формы выражения своего отношения к природе, например, создание “живых” картинок из цветов и фруктов.
Показателем эмоционально – положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок “Природа и фантазия”. С большим удовольствием ребята делают из шишек, веток, желудей забавные игрушки, сувениры. [1.,с56].
Заключение.
Итак, в заключении можно отметить, что возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т.д.
Детей дошкольного возраста чаще всего называют “почемучками”. У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни.
Учет возрастных особенностей особенно важен при отборе содержания, форм и методов работы с дошкольниками как средства патриотического воспитания.
Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте, приданию эмоциональной окраске каждому путешествию в окружающий мир.
Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование и т.д.
Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.
В итоге напомним, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Л И Т Е Р А Т У Р А:
- Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова “Родной край” (пособие для воспитателей детского сада). Москва “Просвещение ” 1985г
- С.А.Козлова “Мой мир” (приобщение ребенка к социальному миру). Линка-Пресс, Москва 2000г.
- Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой “Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности” (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2006 годы”). Москва “Аркт” 2003г.
- Л.В.Пименова “Программа гражданского воспитания детей дошкольного возраста”.
- Г.Н.Данилина “Дошкольнику – об истории и культуре России”. (пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2001 – 2005 годы”. АРКТИ, Москва 2004г.