ПРОВЕДЕН 24.01.2012 г. В 6А КЛАССЕ В МОУ СОШ № 7 ИМ. И.А. КОБЕЛЯЦКОГО П. ЧУЛЬМАН НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Тема: “Волны в океане”.
Тип: изучение нового материала.
Форма: групповая работа.
Цель урока: создание представления темы урока в сознании учащихся методом имитационной игры.
Задачи:
дидактическая — формировать представление о причинах и следствиях океанических волн;
развивающие — способствовать развитию умения отбирать необходимую информацию, анализировать с выделением главных особенностей и публично представлять имитационной игрой;
воспитательные — формировать коммуникативные умения; умение работать в команде, творческую активность.
Оборудование: физическая карта мир, карта океанов, учебник, атлас
Ход урока
Организационный момент, деление класса на группы.
Изучение темы.
1. Вступление учителя — Мы продолжаем тему “Мировой океан”, вспомним и покажем океаны на стенной карте от самого маленького до самого большого. Идет показ учеником океанов в данной последовательности. Далее учитель продолжает: Поднимите руки, кто из вас был на реке, озере и море? Как возникают волны на реке, озере, море?
Отвечают учащиеся, да был на море, реке, озере в летние каникулы, да, видели волны, они возникают под действием ветра.
Тема урока “ Волны в океане”. Отчего возникают волны в океане? Учитель показывает детям миску с водой и просит показать, как образуются волны в миниатюре. Дети с удовольствием дуют и образуют в тарелке миниатюрные волны, ответ наглядно продемонстрирован, причиной образования волн является ветер. На больших пространствах океана волны крупные ветровые, штормовые, достигающие высоты 12м. и более.
2. Коллективная работа. Работа с текстом параграфа 26 Волны в океане. Прошу прочитать текст и составить вопросы:10-15 минут отводится на работу с текстом. Опрашиваю 2-3 обучающихся и на доске записываем вопросник по теме:
Статья №1 Ветровые волны
Назовите основную причину возникновения волн в океане?
Опишите, начертите схему строения океанической волны.
Чем зыбь отличается от крупных ветровых волн?
Как образуется прибой?
Статья №2 Цунами
Учитель объясняет происхождение японского слова “цунами” - волна, набегающая на бухту.
В результате, каких причин возникают цунами?
Опишите цунами. Каковы последствия цунами?
Можно ли предотвратить цунами?
Статья №3 Приливы и отливы.
Какой внеземной объект вызывает приливы?
Как часто возникают приливы и отливы?
3. Работа в группах.
Помощь учителя. Итак, вы прочитали и составили вопросы по статьям. Итогом работы в группах будет представление— имитация содержания новой темы. При демонстрации содержания: одна группа имитирует, другая группа рассказывает, что они видят.
Первая картинка первой группы, дети, взявшись за руки, производят колебания руками, раскачиваясь. Высота и амплитуда колебания разная. Два ученика стоят в стороне и, приложив руки ко рту рупором дуют, изображая ветер.
Что изображает первая имитация?
Ответ учащихся других групп – групп изображала волны, которые возникают под действием ветра, чем сильнее ветер, чем глубже океан, тем выше и крупнее волны.
Вторая картинка первой группы: часть детей садится на корточки, часть детей стоит в рост.
Что изображает вторая имитация?
Ответ учащихся других групп — ученик другой группы показывает строение
волны: подошва, гребень, высота, длина
Третья картинка первой группы: несколько троек детей образуют невысокие волны: одна тройка на месте, другие от них расходятся в разные стороны, делая короткие и спокойные взмахи.
Что изображает третья имитация?
Ответ учащихся других групп — это волны без пенистых гребней, возникающие в безветренную погоду, они называются зыбью.
Первая картинка второй группы: три ученика образуют возвышение, укрыв головы учебниками, остальные ученики мчатся и с разбегу налетают на возвышение и как бы сметают, разрушают.
Что изображает первая имитация?
Ответ учащихся других групп – это волны-цунами, они возникают в результате подводных землетрясений, извержения подводных вулканов. Они разрушают все на своем пути: пристани, постройки, суда и уносят все с собой в океан.
Вторая картинка второй группы: одна ученица стоит, раскинув руки в стороны, через некоторое время она начинает движение руками как будто подзывая к себе, несколько учеников, сидя на корточках, начинают движение к ней, потом они отдохнув, смотрят на девочку, которая опустила руки и начинают движение на корточках назад.
Что изображает вторая имитация?
Ответ учащихся других групп — Мы видим Луну, притяжение Луной водных масс — прилив, затем отлив.
Рефлексия.
Каждая группа подводит итог своей имитации, другая группа высказывает мнение по работе. Учитель подводит итоги работы, учитывая мнения обучающихся выставляет оценки, благодарит за работу
Домашнее задание:
Параграф 26 вопросы в тетради и на стр.79. Опережающее задание группе ребят — ознакомиться с содержанием параграфа 27 и предложить форму изучения новой темы.