На современном этапе функционирования системы работы с одарёнными детьми стало понятным, что ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, нуждается в специальных условиях своего дальнейшего развития. Данные условия должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей, связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми – это одна из важнейших задач в настоящее время.
Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
- Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
- В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
- В школе должны быть свои традиции.
- Школа должна давать современное образование.
- В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
В связи с этим можно выделить возникающие противоречия:
- Между высокими требованиями государства к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений и условиями организации образовательного процесса в них;
- Между специфичностью развития одарённых детей и условиями организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Поэтому целью проекта является реализация “Модели работы с одарёнными детьми в МБОУ “Лицей № 136”.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Реализация направлений “Модели работы с одарёнными детьми” с лицеистами, педагогическими кадрами и родителями учащихся;
- Обобщить опыт работы лицея и других общеобразовательных учреждений в данном направлении;
- Обеспечить материально-техническую базу проекта;
- Создать базу “Одарённые дети”;
- Сформировать систему работы по выявлению и сопровождению одарённых детей.
Направления работы
Реализация важнейшей цели по созданию интеллектуальной элиты страны предполагает проработку как организационных, так и теоретических ее сторон. Теоретический аспект проблемы требует в первую очередь уточнения ее понятийного аппарата, поскольку то, как раскрывается понятие одаренности, определяется применение методов её идентификации и соответствующих форм работы с одаренными детьми.
В процессе изучения проблемы одарённости исследователи стали рассматривать различные её виды. Согласно современным концепциям, одарённость представляет собой класс специальных проявлений. Потому различают творческую, академическую, социальную, художественную, музыкальную, интеллектуальную, литературную, психоматорную одарённость. Кроме того, существует понятие общей одарённости, в основе развития которой лежат общие интеллектуальные способности, или способности, появляющиеся сразу в нескольких областях деятельности. (Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.)
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность общая – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одарённость является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Интеллект – совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. (Современный словарь по педагогике. Автор-составитель Е.С. Рапацевич. Минск, Современное слово, 2001 г., с. 572.)
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда, выдающимся достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного. Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего". С одной стороны, к способностям стало относиться всё: вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала и пр. С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.
В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения самого понятия "способности".
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г.Ананьева, Э.А.Голубевой, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Б.М.Теплова, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Б.М. Теплова.
Б.М.Теплов рассматривал способности в плане индивидуально-психологических различий и ввел в их определение три основных признака. Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. (Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. )
Данный подход получил свою дальнейшую разработку в исследованиях по дифференциальной психологии и прежде всего в работах Э.А. Голубевой, Е.А.Климова, В.С. Мерлина и других.
Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях. (Дьяченко О.М. Проблема развития одарённостей: до и после Л.С. Выгодского)
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают понятиями “талант” и “гений”.
Талант – высокий уровень способностей личности и определенной деятельности, её одаренности, когда они достигают уровня черт характера.
Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. (Современный словарь по педагогике. Автор-составитель Е.С. Рапацевич. Минск, Современное слово, 2001 г., с. 572.)
Многие психологи (Юркевич В.С., Кулемзина А.В., Ландау Э., Савенков А.И.) соглашаются, что развитие способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим временем является – детство. Поддержка творческой активности как одного из факторов одарённости должна осуществляться как родителями, и так и педагогами. Детское творчество является ценным в развитии одарённого ребёнка. И поэтому, педагог, работающий с детьми, одарёнными или имеющими признаки одарённости должен знать направления развития одаренного ребенка:
- развитие личностных, коммуникативных, регуляторных универсальных учебных действий;
- становление социального интеллекта, творческих способностей, целеполагания и рефлексии, умений вести за собой (лидерства), принимать ответственность.
С одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.
Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:
- Способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
- Способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
- Самостоятельный и творческий склад мышления;
- Находчивость или быстрая и точная ориентировка;
Организаторские способности, необходимые как для обеспечения системы работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. (Детская и педагогическая психология. М., 1960, с. 411)
Прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться с терминологией, используемой при характеристике познавательных возможностей учащихся, которая включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассматривая систему работы с одаренными детьми, необходимо уделять много времени работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Разветвленная система поиска и
поддержки талантливых детей, их сопровождения в
течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход,
миниминизирующий риски для здоровья в процессе
обучения (Пункты из президентской
инициативы)
Схема модели работы с одарёнными детьми представлена в приложении №1.
Модель работы с одарёнными детьми включает в себя следующие направления:
1. Координационное .
2. Диагностическое.
3. Кадровое.
4. Развивающее.
5. Информационное.
Координационное направление:
– Организация работы педагогического коллектива.
– Обеспечение нормативно – правовой базы.
– Организация предметных кружков и клубов по интересам.
– Ресурсное обеспечение.
– Контроль и анализ деятельности.
– Формирование банка данных “одарённых детей”.
Диагностическое направление:
– Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
– Проведение диагностики учащихся.
– Создание банка данных “одарённых детей”.
– Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление:
– Повышение квалификации педагогов.
– Повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание методической помощи педагогам).
Развивающее направление:
– Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
– Организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов.
– Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
– Использование системы информационно – коммуникационных технологий.
Информационное направление:
– Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет).
– Организация работы библиотеки.
Сроки реализации.
Первый этап – диагностико-организационный ( 2010-2011 год )
– Создание нормативно-правовой базы.
– Создание системы диагностики развития одарённости детей.
– Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
– Организация методического обеспечения.
– Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап – организационно-практический (2011-2013 года).
- апробация программы работы с одарёнными детьми;
- мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
- отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
- методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
- отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.
Третий этап – рефлексивно-обобщающий ( 2013-2014 год).
- анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
- анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
- анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
- определение проблем, возникших при реализации проекта, пути их решения, корректировка программ.
Формы работы:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
- участие в олимпиадах различного уровня;
- проектная деятельность учащихся;
- посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий, клубов по интересам;
- работа НОУиУ;
- конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
- создание детских и учительских портфолио.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных “Одарённых детей”;
- Создание портфолио каждого из “Одарённых детей”
- Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей;
- Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”;
- Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- Конкурентоспособность одарённых учащихся;
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми;
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Ресурсы
Наименование ресурса |
Наличие/необходимость приобретения (стоимость) |
Кадровый: педагогический и психологический |
В лицее работает высоко квалифицированный педагогический коллектив, психолог, социальный педагог. |
Материально – технический |
Соответствует программе проекта. |
Информационный |
Все компьютеры ОУ подключены к сети Internet (10Мб/с), в библиотеке оборудованный медиа-центр. |
МЕРОРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия по направлениям |
Ответственные |
Сроки реализации |
1 | Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение | Психолог, классные руководители | 2010-2014 уч. год |
2 | Разработка Положения о работе с одарёнными детьми. | Администрация | 2010-2011 уч. год |
3 | Разработка Программы “Одарённые дети” | Администрация, психолог. | 2010-2011 уч. год |
4 | Создание: банка данных одарённых детей, информационной базы по проблемам одарённости детей. | Зам. директора по УВР, психолог, учителя-предметники. | 2010-2011 уч. год пополнение базы 2011-2014 уч. год |
5 | Повышение профессиональной квалификации педагогических работников, работающих с одарёнными детьми. | Зам. директора по УВР. | 2010-2014 уч. год по мере необходимости |
6 | Деятельность методического совета. | Зам. директора по УВР. | 2010-2014 уч. год |
7 | Индивидуальная работа с педагогами. | Зам. директора по УВР. | 2010-2014 уч. год |
8 | Создание среды общения, самореализации. | Зам. директора по ВР и УВР, классные руководители, учителя-предметники, психолог. | 2010-2014 уч. год |
9 | Работа с родителями. | Зам. директора по ВР и УВР, психолог, соц. педагог, учителя-предметники | 2010-2014 уч. год |
10 | Привлечение внимания общественности к проблемам выявления и сопровождения одарённых детей. | Директор, Попечительский совет | 2010-2014 уч. год |
11 | Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости. | Зам. директора по УВР. | 2010-2014 уч. год |
12 | Создание базы данных по методическому обеспечению. | Зам. директора по ВР и УВР, рук. МО | 2010-2014 уч. год |
Оценка результативности
№ |
Критерии |
Показатели |
1 |
Создание банка данных “Одарённые дети” |
Наличие списков учащихся с различными типами одарённости, по результатам психологического тестирования и педагогического наблюдения учителей. |
2 |
Создание портфолио каждого ребёнка из банка данных “Одарённые дети” |
Повышение активности участия учащихся в различных конкурсах и как результат, увеличение числа наград. |
3 |
Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей; |
Наличие:
|
4 |
Создание системы взаимодействия с родителями учащихся, внесённых в банк “Одарённых детей”; |
Наличие программы работы с родителями детей из банка данных “Одарённые дети”. |
5 |
Конкурентоспособность одарённых учащихся. |
Увеличение числа учащихся, участвующих в смотрах, олимпиадах, конкурсах. |