Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Программа духовно-нравственного развития и воспитания составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации “Об образовании”, Стандарта начального общего образования 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательной системы “Школа 2100”), опыта реализации воспитательной работы МОУ “СОШ №3”.

Опыт реализации воспитательной работы МОУ “СОШ №3”.

В центре всего воспитательного процесса коллектив школы ставит личность ученика в качестве высшей социальной ценности, с ее уникальностью и своеобразием, чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания.

Одним из приоритетных направлений работы школы является проблема формирования экологической грамотности и экологического сознания учащихся через урочную и внеурочную деятельность как основы здорового образа жизни.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей, запросов семьи, общественных организаций. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.

I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования” — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Воспитательная цель – развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет школьника МОУ “СОШ №3”:

Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

II. Ценностные установки духовно – нравственного развития и воспитания.

Общечеловеческие ценности: жизнь, добро, истина и красота (гармония), любовь, гуманность, справедливость, равенство, сотрудничество, терпимость, счастье, свобода, милосердие, творчество, труд, мирное решение споров.

Личностные ценности: ценность жизни, ценность добра, ценность свободы, чести и достоинства, ценность природы, ценность истины, ценность красоты, гармонии.

Общественные ценности: ценность семьи, ценность труда и творчества, ценность свободы и прав человека, социальной солидарности, ценность гражданственности, ценность патриотизма, ценность человечества.

III. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Задачи по направлениям воспитательной работы:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ЦЕННОСТИ:

  • Патриотизм

  • Гражданственность

  • Традиционные религии и светская культура

  • Человечество

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ. ЦЕННОСТИ:

  • Человек и люди

  • Семья

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ. ЦЕННОСТИ:

  • Труд и творчество

  • Наука

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ЦЕННОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ЦЕННОСТИ

IV. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип социальной активности; принцип социального творчества, принцип взаимодействия личности и коллектива, принцип развивающего воспитанияринцип мотивированности, принцип индивидуализации;

Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности:

1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается как Учёба. Здесь осмысление ценностей (“знания”) происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей “деятельность” обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

Урок – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается после уроков.

3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создание книги памяти своего города т.п.). Далее в Программе этот вид деятельности обозначается Общественные задачи.

Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания детского объединения “Радость”, которая реализует все направления духовно– нравственного воспитания.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Знания).

Окружающий мир, 3–4 кл. – “современная Россия – люди и государство”, “наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого”, “права и обязанности граждан, демократия”, “общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка”, культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

Литературное краеведение – сказки народов ЯНАО; произведения о Ямале, его природе, людях, истории, 2-4кл.(Деятельность):

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– беседы и классные часы по примерным темам: “Что значит любовь к Родине?”, “Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?”, “Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?”, “Кем из наших предков я горжусь?”, “Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?”, (Знания);

– экскурсии в “Музее освоения Севера” города Губкинского и т.д. (Знания);

– коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: “Письмо ветерану Великой Отечественной войны”, “Моё Отечество”, “Детский рисунок против войны” (Знания и Деятельность);

– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов (Деятельность);

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края (ЭЭЦ “Гармония”, “Музей освоения Севера”, ДШИ №2.

Организация для жителей города Губкинского национально-культурных праздников, фестивалей, например “Богатство культур народов России”, “Наша гордость – Ямал”, “На Ямале мы живем”, “Ямал на карте России”.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах (Знания).

Литературное чтение, литературное краеведение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии (Деятельность).

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– беседы и классные часы по примерным темам: “Этикет мы познавая, дружно, весело играем”, “Веселая планета друзей”, “Кто он – воспитанный человек?”, “Что такое добро и зло?”, “Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать” и т.д.) (Знания);

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора (Деятельность);

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Посильное участие в оказании помощи другим людям:

– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;

– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей (Знания).

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Получение трудового опыта в процессе учебной работы (Деятельность).

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– праздники-игры по теме труда: ярмарки, “Город мастеров” и т.д. (Деятельность);

– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края ЯНАО и мира

– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников;

– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей (Знания).

Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Валеология – получение опыта укрепления и сбережения здоровья. (Деятельность)

Технология – правила техники безопасности.

– осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

После уроков (внеурочная деятельность)

– классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: “Полезные привычки”, “Человек есть то, что он ест”, “Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики”, “Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением”, “Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?” (Знания);

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов.

– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил (Знания).

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Валеология. (Деятельность)

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы (Деятельность):

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных добрых дел:

– экскурсии в “Музей освоения Севера”, в ДШИ №2, в парковую зону города, видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы Ямала, родной страны, мира (Знания);

–Занятия в ЭЭЦ “Гармония”;

– классные часы, беседы по примерным темам: “Как помочь природе убрать наш мусор?”, “Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?” и т.п.;

– встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё;

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

– каждодневная сортировка бытового мусора для облегчения его переработки;

– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;

– участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Учёба (урочная деятельность)

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира (Знания).

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

(Деятельность):

– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения, снятия стресса, а не для “первых мест на выставках”;

– оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

После уроков (внеурочная деятельность)

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– игры “Красота вокруг нас!”, “Красота в привычном” (погода, дома и т.п.);

– посещение театральных представлений, концертов, фестивалей в ДК “Олимп”, МЦ “Факел”, ДК “Нефтяник”; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (Знания); “Театральная мастерская” – красота сценического действия”;

– “Фольклор” – введение учащихся в яркий мир русского национального бытия в его предметных, эстетических, ритуальных, ритмических воплощениях, изучение традиционного народного искусства, обрядов, праздников, обычаев;

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

V. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

Программа предусматривает следующие виды и формы работы с семьей:

  • день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы); благотворительная акция “Помоги семье”, акции “Рождественская”, “Поможем ямальскому солдату”, “Весенняя неделя добра”, интеллектуальные и спортивные конкурсы “ Папа, мама, я – спортивная семья”, “Папа, мама, я – интеллектуальная семья”, “Папа, мама, я – читающая семья”, Школа опекуна; общешкольная родительская конференция, издание памяток для родителей по вопросам тематических классных и общешкольных собраний, участие в городских родительских собраниях, участие в городской конкурсно – спортивной программе “Зимние забавы”;

Взаимодействие с городскими службами, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, с культурными и спортивными центрами:

  • с Ассоциацией “Ямал – потомкам” (совместные проекты, творческие встречи);
  • с Управлением социальной защиты населения (совместные мероприятия с Советом

ветеранов, Центром социальной помощи семье и детям, отделом семьи);с Музеем освоения Севера

  • с Комитетом по делам молодежи и туризму (организация совместных проектов по формированию ЗОЖ, организация летнего отдыха и др.);
  • с Эколого – эстетическим центром “Гармония” (разработка совместных проектов ориентированных на осознание детьми ценности своей личности, находящейся в гармонии с собой и окружающим миром); развитие экологической культуры и экологического мировоззрения, художественно-эстетического вкуса. Обучение учащихся I ступени по программам “Природа и творчество”, “Юный натуралист”, “Цветоводы”, “Экологи”;
  • с Детской школой искусств №1, (показы концертных выступлений, популяризирующих игру на музыкальных инструментах); с Детской школой искусств №2, (занятия по образовательным программам “Художественное рукоделие”, “Художественная обработка древесины”, “Изобразительное искусство”; с Центральной и Детской библиотеками (мероприятия: “Вспомним рассказы Л.Толстого”, “Книга – лучший друг”, “Путешествие в страну Читалию”, “Ходит осень у ворот”, литературная игра “О доблестях, о подвигах, о славе, и просто о войне”, литературные викторины и др.);
  • с Молодёжным центром "Факел" (реализация планов, программ, игра “Зов джунглей”, конкурс на лучшее чтение стихотворений о Великой Отечественной войне, конкурс на лучшее исполнение патриотической песни “Слава твоя, Россия!” и др.); с ДК “Олимп” (театральные постановки, новогодние представления); традиционные встречи из цикла “Твои люди, город”:

VI. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания.

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

– эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.