Сегодня программа физического воспитания дошкольников носит государственный характер. Для её реализации, приказом Министерства Образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Государственного Комитета Российской Федерации по культуре и спорту, Российской Академией образования №2715\227\166\19 от 16.07.2002 г. “О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации” определены приоритетные задачи развития и здравоохранения воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
В течении последних лет наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей: увеличилось количество детей, страдающих хроническими, соматическими и нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость поиска эффективных средств, разработки и внедрения мероприятий оздоровительного характера, направленных на укрепление здоровья детей, снижения их заболеваемости, предотвращение формирования хронической патологии в условиях ДОУ.
Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Работая 18 лет в детском саду инструктором по плаванию, могу утверждать, что занятия плаванием особенно способствуют решению этой задачи.
Особенности влияния плавания на организм ребёнка определяется средой, в которой ребёнок выполняет движения, так как вода - одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков, коррекции нарушений осанки.
Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
В нашем детском саду, на занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной; поэтому, отдавая должное внимание традиционной методике в процессе реализации программы Т.И.Осокиной “Обучение детей плаванию в детском саду” и решая главную задачу – обеспечение полноценного физического развития детей, мы поставили перед собой цель - оптимально увеличить степень оздоровления воспитанников. Так как традиционные формы, методы и приемы, использующиеся при обучении детей плаванию, становятся менее эффективными, не интересными без новых здоровьесберегающих технологий, мы начиная со старшего дошкольного возраста при работе с детьми умеющими плавать, используем игровые приёмы с элементами синхронного плавания, что способствует развитию детского творчества, двигательного воображения, чувства красоты и ритма движений, детского коллективизма, значительно повышает интерес детей к занятиям, и развивает способность к приобретению навыка плавания.
Синхронное плавание - это вид деятельности, основанный на одновременном выполнении движений в паре, группе, в воде под музыку.
Основу комплексов по синхронному плаванию составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Практика показывает, что двухгодичный регулярный цикл занятий синхронным плаванием эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья.
В пользу аргументов целесообразности и результативности инновационных методов обучения можно отметить следующий факт: за период проведенной работы было выявлено, что синхронное плавание – это навык, который может быть усвоен каждым дошкольником старшего возраста умеющим плавать (при условии системности занятий).
Рекомендации по проведению занятий по синхронному плаванию:
Обучение синхронному плаванию целесообразно начинать с пятилетнего возраста.
1. Занятия необходимо проводить по подгруппам.
2. При обучении целесообразен фронтальный метод.
3. Освоение упражнений идет быстрее, если дети стоят в шеренге, лицом к инструктору.
4. Разучивать упражнения сначала на месте, потом - в движении.
5. На занятии двигательный режим детей должен быть рациональным, с учетом их возрастных особенностей и обеспечения благоприятных условий статической нагрузки - снижение её продолжительности и величины.
6. Обязательное ознакомление с характером движений при изучении элементов синхронного плавания.
7. Формирование навыков плавательных упражнений в зависимости от силы толчка от бортика бассейна.
8. Использование игровых приёмов обучения, как ведущих в организации занятий.
Работу с детьми по синхронному плаванию делим условно на 3 этапа.
На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности. Показ инструктора должен быть опережающим, в зеркальном отражении.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде, под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
Средства, формы, методы, позволяющие эффективно решать поставленные задачи:
Для приобретения навыка синхронного плавания, применялся метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств (плавательные доски, поддерживающие пояса – плотики), различные специальные предметы, мячи, поролоновые конструкции. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях вносим нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др).
Новый нетрадиционный метод выполнения упражнения в парах, а при изучении элементов синхронного плавания и в группах умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций. Использовалась пальчиковая гимнастика в воде, отрабатывались приёмы выполнения упражнений с опорой на месте, с различными предметами, сила толчка при выполнении скольжения, обязательная постановка правильного дыхания, отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений, а так же различные игры составляющие основу обучения синхронному плаванию, праздники и развлечения на воде.
В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников, игры на воде делятся на три группы.
Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой и овладение основными движениями, составляющие комплексы упражнений аэробного характера. Сюда относятся игры типа “Кто быстрее спрячется под водой?”, “У кого больше пузырей?”, “Кто дальше проскользит?” и т. д.
Вторая группа - игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа “Караси и карпы”, “Рыбы и сеть” и др. Игра может продолжаться в течение всего занятия.
Третья группа - командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды. Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой. Рекомендуемые игры
“Цапли”
Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.
Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.
“Мостик”
Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.
Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу при дают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — “Кто быстрее?”); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3—4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.
Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.
“Оттолкнись пятками”
Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.
Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, — “Кто выше?”.
Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу “клюшкой”, а пальцы ног—“растопыркой”. В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать “клюшкой”, отталкиваться только пятками.
“Кузнечики”
Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.
Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.
“Рыбаки и рыбки”
Задача — развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.
Описание игры. Три-четыре участника (“рыбаки”), держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить (“поймать в сеть”) убегающих “рыбок”. Пойманная “рыбка” становится “рыбаком”. Игра заканчивается, когда будут пойманы все “рыбки”, причем последняя считается самой проворной.
Методические указания. Нельзя ловить “рыбок” “разорванной” сетью. Если “рыбка” во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.
“Пятнашки”
Задача — изучение и совершенствование погружений в воду с головой.
Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-этибо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.
Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.
“Мяч в воздухе”
Задача — развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды — проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.
“Спрячься в воду”
Задача — совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.
Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется— от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры — выполнять погружения с выдохом в воду.
“Циркачи”
Задача — изучение и совершенствование погружений в воду.
Описание игры. Может быть командной и некомандной. Играющие выполняют наклон вперед, ставят руки на дно, стараясь сделать стойку на руках, — “как в цирке”. Игру можно усложнить, выполняя заныривания в плавающий круг и далее стойку на руках (глубина — на уровне пояса).
Методические указания. В том случае, если игра командная, победитель определяется по количеству правильно выполненных стоек на руках в установленное время. В других случаях предпочтение отдается тому участнику, который дольше простоит на руках (при условии, что глубина для всех одинаковая).
“Хоровод”,
Задача — совершенствование погружений и освоение выхода в воду. Описание игры. Взявшись за руки, играющие образуют круг. По сигналу начинается движение по кругу в указанном направлении, сопровождаемое речитативом: “Хоровод все идет, все идет, все идет, да и скоро он придет, он придет, он придет!” Закончив речитатив, дети останавливаются, отпускают руки и приседают, погружаясь в воду с головой и выполняя при этом активный выдох; затем поднимаются, снова берутся за руки и возобновляют движение по кругу.
Методические указания. После каждого речитатива меняется направление движения. До остановки “хоровода” нельзя “разрывать” круг, отпускать руки товарища, задерживать друг друга под водой, уходить вперед или назад.
“Плыви, игрушка!”
Задача — обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.
Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.
“Гудок”
Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.
Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком “у-у-у-у-у”, — “гудок паровоза”. По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).
Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.
“Сядь на дно”
Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.
Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально — важно, чтобы положение “Сижу на дне” было хотя бы обозначено.
Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.
“Насос”
Задача — обучение погружениям в воду с головой и выдоху.
Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.
Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.
Библиографический список
1. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М. : Просвещение, 1991. 159 с.
2. Семенов Ю.А. Навык плавания каждому: из опыта программированного обучения плаванию / Ю.А. Семенов. – М. : Физкультура и спорт, 1983. 144с
3. Черник Е.С. Дети дружат с водой / Е.С. Черник. – М. : Знание, 1986. 96
4. Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду/ Циклис С.А.-М.: Творческий Центр 2008