Программа инновационной практики "Правильное питание". ФГОС второго поколения

Разделы: Технология


  1. ФИО, должность автора полностью
    Кулемина Марина Павловна, учитель технологии
  2. Форма и название программы.
    Программа курса по выбору «Правильное питание».
  3. Направление работы, в рамках которого реализуется программа.
    Курс по выбору в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
  4. Категория учащихся, для которых предназначена данная программа.
    6 классы, группы по 10-12 человек.
  5. Количество часов, из них количество на аудиторную, практическую, самостоятельную работу учащихся.
    Курс рассчитан на  10 часов; из них на аудиторную – 2 часа, практическую – 4 часа самостоятельную работу учащихся – 4 часа.
  6. Наличие программы в УП школы/ в плане внеурочной деятельности.
    В настоящее время программа включена  в план внеурочной деятельности.
  7. Организационные условия реализации программы:
    • время проведения в течение третьей учебной четверти (три месяца)
    • режим проведения – занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности по разделам программы с учетом важности конкретной темы для учащихся.
    • место реализации программы – МАОУ «СОШ № 135»
  8. Ожидаемые результаты программы.

Результат

 УУД

 Критерии и показатели результативности программы

Результат первого уровня – предметные (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни)

  • расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
  • формирование готовности у подростков заботиться и укреплять собственное здоровье.

Развитие регулятивных УУД (планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание)

100% учащихся расширят свои знания в области питания.

Результат второго уровня – личностные (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

  • Пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Развитие личностных УУД

(смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения)

100% учащихся оценят свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия.

Результат третьего уровня – метапредметные (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)

  • развитие творческих способностей, кругозора подростков, их интереса к познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Развитие познавательных УУД;

Развитие коммуникативных УУД.

85 % учащихся смогут контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, сознательно выбирая наиболее полезные продукты питания.

  1.  Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся)

 Предмет оценки

Объект оценки

Критерии их оценки

Показатели

Информационный стенд «Создаем формулу правильного питания» (раздел «Это интересно знать»).

1. Обобщать информацию, формулировать заключение на основе выделенных фактов.

1 балл – учащиеся делают заключение: «Выполнение основных законов правильного питания – основа здоровья».

0 баллов все остальные случаи не соответствующие критериям на 1 балл

1. Тип задания РО. Максимальный балл 1

Меню завтрака школьной столовой. Меню домашнего завтрака.

1.Строить логические рассуждения, представляющие собой различные варианты решения проблемы.

  1. 3 балла – дано несколько вариантов решения проблемы.
  2. 2 балла – дано связное высказывание, содержащее один вариант решения проблемы.
  3. 1 балл – дан правильный вариант решения проблемы, но не предложены конкретные действия.
  4. 0 баллов-остальные случаи, ,которые не соответствуют критериям на 1 балл.

1. Тип задания РО.

Максимальный балл 3

Мини-проект

«Плох обед, коли хлеба нет

Объект оценки (умения)

1. Приводить факты для доказательства идеи

1.3 балла – приведены все факты для доказательства идеи.

2 балла– 1-2 факта не названо

1 балл – названо 3-5 фактов

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям.

1.Тип задания РО

Максимальный балл 3

Презентация «Профессия повар»

Объект оценки (умения)

  1. Осуществлять поиск в тексте фактов, служащих ответом на поставленный вопрос.
  2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1. 1 балл– дано правильное объяснение найденных существенных признаков профессии повара.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

2. За каждый правильный ответ слайд дается один балл.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям.

1.Тип задания ВО

Максимальный балл 1

2. Тип задания КО

Максимальный балл 3

Презентация – выступление о выставляемом  блюде для дегустации.

Объект оценки (умения)

1. Осуществлять поиск в тексте фактов, служащих ответом на поставленный вопрос.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

1. 1 балл – дано правильное объяснение найденных существенных признаков профессии повара.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

2. За каждый правильный ответ слайд дается один балл.

0 баллов – все остальные случаи, которые не соответствуют критериям.

1.Тип задания ВО

Максимальный балл 1

2. Тип задания КО

Максимальный балл 3

* Типы заданий: ВО-задания с выбором ответа, КО – задания с кратким ответом, РО – задания с развернутым ответом.

  1. План реализации программы:
  • Описание замысла программы

Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. Выполнение основных законов правильного питания – основа здоровья. Особое значение это имеет в детском возрасте – когда происходит формирование основных жизнеобеспечивающих систем организма.

К основным законам питания относится: качественная и количественная адекватность физиологическим потребностям организма, а также регулярность поступления пищи – соблюдение режима.

Для организации рационального питания важно учитывать многие факторы – образ жизни ребенка, национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни.

Цель данного курса – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

Содержание программы, а также используемые формы и методы ее реализации носят преимущественно интерактивный характер, направленный на активное вовлечение подростков в работу по программе, стимулирование их интереса к изучаемым темам, освоение ценностных нормативов и навыков. Задания, предлагаемые в рабочей тетради, также основаны на творческой работе учащегося – самостоятельной или в коллективе.

Очень важно, чтобы в реализации программы принимали участие родители. Эффективность формирования основ культуры питания в очень большой степени будет определяться тем, насколько определяемые программой нормы и ценности находят отклик в семьях учащихся.

  • Содержание программы «Правильное питание»

Название раздела

Количество часов

Способы деятельности педагога и учащихся

Объект оценивания

Знакомство с курсом. «Если хочешь быть здоров»

        1 час

Рабочая тетрадь. Оформление информационного стенда «Это интересно знать»

Совместная деятельность педагога и учащихся – советы  по правильному питанию.

1.Обобщать информацию, формулировать заключение на основе выделенных фактов.

(Информационный стенд «Создаем формулу правильного питания» (раздел «Это интересно знать»).

Самые полезные продукты. Рацион семьи.

         1 час

Экскурсия в продовольственный магазин. Дидактическая игра «Идем за покупками». Самостоятельное заполнение дневника питания.

Дневник питания (самооценка).

Рационально питайся-завтракай, не стесняйся

         1 часа

Совместная деятельность педагога и учащихся Проведение круглого стола. Варианты меню завтрака школьника

Строить логические рассуждения, представляющие собой различные варианты решения проблемы.

(Меню завтрака школьной столовой. Меню домашнего завтрака.)

Плох обед, коли хлеба нет

        4 часа

 Образовательное путешествие на хлебозавод

Объект оценки (умения)

1. Приводить факты для доказательства идеи

(Мини-проект

«Плох обед, коли хлеба нет»)

Микроисследование «Профессия повар»

         1 час

Проведение микроисследования  учащимися самостоятельно при консультации педагога.

Объект оценки (умения)

1. Осуществлять поиск в тексте фактов, служащих ответом на поставленный вопрос.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Презентация «Профессия повар»

Кухни разных народов

         1 час

Выставка презентация блюд «Кулинарные национальные традиции моей семьи, моей страны»

Объект оценки (умения)

1.Осуществлять поиск в тексте фактов, служащих ответом на поставленный вопрос.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Презентация – выступление о выставляемом  блюде для дегустации.

Круглый стол

1 час

Рефлексия «Что дал курс для моей семьи и для меня?»

Самооценка педагога, реализующего этот курс.

Материалы для реализации программы: формы анкеты – опросника и картосхемы «Сферы экономики».

  1. Материалы для реализации программы (учебные, дидактические, методические).

Учебные

  • Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  • Презентации на дисках по основам рационального питания.

Дидактические

  • Муляжи фруктов и овощей (комплект)
  • Дидактический раздаточный материал: карточки по основам рационального питания.
  • Интерактивные кроссворды и задания по теме рационального питания.

Методические

  • Стандарт основного общего образования.
  • Методическое пособие для учителя «Две недели в лагере здоровья» – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  • Бондарев Л.Г. микроэлементы: благо и зло. Знание, 1984. 144 с.
  • Кощеев А.К. дикорастущие съедобные растения в нашем питании. Пищевая промышленность, 1980. 256 с.
  • Петровский К.С. Азбука здоровья. Знание, 1982. 112 с.
  • Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. Новосибирск, 1999. 450 с.
  • Похлебкин В.В. Тайны хорошей кухни. М., 2000, 500 с.
  • Похлебкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000. 350 с.
  • Руководство по детскому питанию / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. М.,2004.
  • Справочник по диетологии / Под ред. В.А. Тутельяна, М.А. Самсонова: Медицина. 2002, 549 с.
  • Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М., 1986. 287 с.
  • Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002. 400 с.
  1. Необходимое ресурсное обеспечение программы.

Материально-технические ресурсы:

  • Фото-, видеоаппаратура  необходимая для оформления отчетов и эссе пи итогам  дискуссий, обсуждений, творческих работ;
  • Компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение.

Кадровый ресурс

  • К реализации программы привлечен педагог, владеющий способами и средствами организации проблемно-ценностного общения;
  • Педагог и специалист, работающий по программе «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких.

Организационный ресурс

  • Создание дружного коллектива подростков, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи.

Информационно-методический ресурс

  • Комплектность обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом достижений целей и планируемых результатов освоения программы;
  • Количественное и качественное информационно-методическое оснащение библиотеки;
  • Качественный школьный сервер.