Большая буква в кличках животных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с правописанием слов, обозначающих клички животных.
  • Повторить правила правописания слов, обозначающие имена, отчества, фамилии, названия населенных пунктов.
  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, переключать и распределять внимание.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать любовь к животным.

Ход урока

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок для вас.
Все зашли тихонько в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сесть, тетрадь открыть
И наклонно положить.
Ручки взяли
И число красиво написали.

II. Мобилизующий этап.

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
Слушаем, думаем, отвечаем.
Урок с разминки начинаем.

Две девочки Оля и Маша имеют разные фамилии – Петрова и Сидорова. У Оли фамилия Сидорова. Какая фамилия у Маши?

III. Повторение изученного.

– Какие слова из этого задания подходят к правилу, о котором мы говорили на предыдущих уроках?

(Есть имена и фамилии)

– Что ещё есть у каждого человека? (отчество)

– Что мы должны знать о написании ФИО?

IV. Формулирование темы урока.

– В этой таблице спрятались слова. Они подскажут тему нашего урока.

(Cлайд 1)

– Отыскать слова поможет эта таблица.

(слайд 2)

животные                      клички

– О чем будем говорить?

– Какие правила встретились в этих словах?

V. Мин. чистописания. (Работа со словами: животные, клички)

– Буква, которую мы будем писать, находится в слове, в котором 4 слога.

Эта буква обозначает согласный звук, звонкий, парный, всегда твердый. (ж)

– Покажите правильно написанные буквы (на доске разные варианты написания)

– Взяли ручки, обводим вместе со мной в воздухе.

(Учитель комментирует написание букв)

– Напишите три раза.

Что такое вдруг случилось?

Буква “ж” в другую букву превратилась.

А секрет ужасно прост,

Лишь срединку уберешь.

– (“х”) – дайте характеристику этому звуку.

– Пойти к доске и показать написание заглавной буквы “Х” в соединении с маленькой “х”.

– Напишите это соединение до конца строки.

VI. Словарно-орфографическая работа.

– Постарайтесь найти слова в этой записи и запишите в тетради.

(Слайды 3,4)

(корова, собака)

– Поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

– Что общего у этих слов? (три слога, второй слог ударный, ж. р., ед. ч.,

6 букв, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?)

– Приготовили карточки с буквами, повторим изученные словарные слова.

(Слайд 5)

п..тух за..ц
с..бака л..сица
к..рова в..робей
  в.рона

– Почему я так сгруппировала? (по количеству слогов)

VII. Изучение нового.

(Слайд 6)

У Лены живёт собака Шарик.
Девочка Ира держит в руках шарик.

– Что заметили?

– Почему слово “шарик” в 1 предложении написано с большой буквы? Прочитаем вывод.

Вывод: Большая буква в кличках животных – это орфограмма.

Клички животных пишутся с большой буквы.

– Спишите первое предложение и подчеркните все изученные орфограммы. (проверка)

VIII. Музыкальная физ.минутка.

– А сейчас мы отдохнём,
Физминутку проведём.
А какую физминутку
Вы узнаете сейчас,
Разгадав загадку эту
В пляс вы пуститесь все враз.

Загадка.

Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)

(Звучит музыка “Два весёлых гуся”, дети поют и выполняют движения)

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся.
Один – серый, другой – белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:
"Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси мои, гуси!"
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе.
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе!

IX. Закрепление изученного.

а)– Какие клички вы бы дали гусям?

– Послушайте скороговорку, какие клички вы услышите?

Гусь Гога
И гусь Гага
Друг без друга
Ни шага.

(слайд 7)

– Почему Гога и Гага написаны с большой буквы?

– Приготовьтесь произнести быстро.

б) – Что скажите об этой записи?

(слайд 8)

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

(Можно составить предложение: Корова Бурёнка паслась на лугу.)

– Запишите предложение.

– Какие слова написали с большой буквы и почему?

– Какие домашние животные есть у вас дома?

– Зачем люди держат домашних животных?

(слайд 9)

– А вы знаете, что 15 тыс. лет назад из волка получилось домашнее животное – собака. Постепенно были выведены различные собачьи породы. Большинство из них было выведено для выполнения различных задач. Одни используются как пастушьи собаки, другие – как охотничьи, одни породы – сопровождают слепых, другие – спасают людей. Эскимосы вряд ли смогли жить на Крайнем севере без ездовых собак. Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если вы решили завести какое – нибудь животное, нужно создать для них хорошие условия жизни.

– Как надо ухаживать за домашними животными?

в) – Поднимите руки те, кто любит мультфильмы?

(Слайд10 – видеосюжет из мультфильма , можно показать иллюстрацию из книги или книги Э.Успенского “Дядя Федор, пёс и кот” и др.)

– Подумайте, как он связан с темой нашего урока?

(Слайд 11)

– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какое правило надо помнить?

Пёс … арик, кот …атроскин, корова …урка, телёнок …аврюша, дядя …ёдор, почтальон …ечкин, деревня …ростоквашино.

(Проверка)

– Как назовём слова, написанные с большой буквы? (имена собственные)

X. Итог урока.

Подведём сейчас итог,
Чему нас научил урок.

(Слайд 12)

– Выберите правильный ответ на вопрос, покажите карточку с соответствующей цифрой.

– Как пишутся клички животных?

  1. Клички животных пишутся с маленькой буквы.
  2. Клички животных пишутся с большой буквы.
  3. Клички животных можно писать и с маленькой буквы и с большой.

(Дети показывают цифру с правильным ответом)

XI. Рефлексия.

(Слайд 13)

– Выберите и покажите ту цифру, возле которой все слова написаны верно.

  1. Кот Мурзик, галя, Москва.
  2. Кот мурзик, Галя, Москва.
  3. Кот Мурзик, Галя, москва.
  4. Кот Мурзик, Галя, Москва.

Список использованной литературы:

1. Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому:1 (1-4) класс +Игровой материал на уроках в 1 классе.– М.: Вако, 2007.

Приложение 1

Приложение 2