Цели:
- Обобщить и систематизировать знания по теме: “Кислород...”, расширить области применения алгоритма по расчету относительной молекулярной массы, нахождение валентности элементов, проверить уровень усвоения .
- Развитие межпредметных связей, логического мышления скорости устного счета, зрительной памяти, развитие познавательных способностей.
- Формировать у обучающихся умение трудиться в коллективе, оказывать помощь товарищам.
Методы: Словесные – рассказ учителя; проблемно-поисковая деятельность учащихся под руководством учителя; самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая); контроль -устный, письменный, познавательная игра.
Оборудование: Периодическая таблица Д.И.Менделеева, карточки, кроссворды.
Ход урока
1. Организационный момент. (1–2 мин.)
2. Вступительное слово учителя. (2–3 мин.)
Условия игры:
1) Выбрать три команды: (I ряд, II ряд, III ряд.)
2) Выбрать: капитана, знатока биологии, знатока химии, знатока математики, счетчика.
3) Максимальное количество баллов – 5;
индивидуальные ответы – 1 балл.
1-й тур.
Разминка.
На доске записаны химические формулы соединений:
I | II | III |
Ва(ОН)2 | S | НС1 |
Н2S | со2 | К2S |
S02 | Fе(ОН)3 | СО |
Н3Р04 | К20 | NaОН |
Н20 | СиС12 | S03 |
Р205 | Fе203 | А1203 |
Задание: выбрать из указанных формул соединения – оксиды и подсчитать их общее количество .
Ответ:
I – три формулы;
II – три формулы;
III – три формулы;
Молодцы! (За правильный ответ 5 баллов.)
II-й тур.
Знатоков математики. (Задание выполняют на доске.)
Задание: выбрать формулы оксидов из первого задания и подсчитать относительную молекулярную массу.
I | II | III |
Мг(S02)= | Мг(С02)= | Мг(СО)= |
Мг(Н20)= | Мг(Н20)= | Мг(S03)= |
Мг(Р205)= | Мг(Fе203)= | Мг(А1203)= |
Зачитываю интересные сведения по теме “Кислород...”:
Знаете ли вы...:
“что кислород на Земле самый распространенный элемент. Он занимает 50% по
отношению всех остальных элементов”,
“что первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому ученому VIII в.
Мао-Хоа, который за 1000 лет до Лавуазье знал, что в состав воздуха входит газ,
поддерживающий дыхание и горение.”,
“что общий вес кислорода на Земле составляет 1015 т.”,
“что человек в сутки употребляет 750 л чистого кислорода и вьделяет 657 л
углекислого газа.”
III-й тур.
Конкурс капитанов.
(Задание выполняют на доске.)
Задание: осуществить превращение:
I | II | III |
КМп04 02 Р205 | Нg0 02 S02 | 02 Н20 02 |
(Все ошибки, допущенные в составлении уравнений реакции, подчеркиваю красным мелом.)
IV-й тур.
Знатоков биологии
(Устные ответы.)
- За счет какого процесса, происходящего в природе, масса кислорода в воздухе не изменяется? (Фотосинтез.)
- Благодаря какой химической реакции, происходящей в организме, человек движется, работает? (Окисление.)
- В основном, на какие два процесса в природе расходуется больше всего кислорода? (Дыхание, гниение.)
При неудовлетворительном ответе учеников, предлагаю кроссворд (ключевое слово -ответ на вопрос), предупреждаю, что общий балл снижается на один балл.
Кроссворд: Укажите название химических элементов в соответствующих столбцах.
В основном, на какие два процесса и природе расходуется больше всего кислорода?
За счет какого процесса, происходящего в природе масса кислорода в воздухе заметно не изменяется?
Благодаря какой химической реакции, происходящей в организме человек движется, работает...?
V-й тур.
Знатоков химии. (Задание выполняется на доске.)
Задание: определить валентность каждого химического элемента в оксидах.
I | II | III |
Zn0, А1203, Н20, Н2S04, FеО | СО,С02,N2O5, S0з, Н2S0з | СuО, Fе203, ВаО, N20, Н3Р04 |
VI-й тур.
Знатоков химиков-лаборантов.
I | II | III |
Собрать и объяснить строение штатива. |
Собрать прибор для нагревания
жидкости (дано держатель, пробирка). |
Заправить спиртовку. Зажечь и потушить спиртовку. |
VII-й тур.
Гонка за лидером.
- Химическая формула кислорода? (О2)
- Относительная атомная масса кислорода? (16)
- Валентность кислорода? (II)
- Назвать цвет кислорода? (Бесцветный.)
- Как называются вещества, ускоряющие химические реакции? (Катализаторы.)
- Какой класс неорганических веществ образуется при горении сложных веществ? (Оксиды.)
- При t = -183° С, что происходит с кислородом? (Сжижается.)
- В природе кислород образуется в результате процесса – ...? (Фотосинтеза.)
- Относительная молекулярная масса О2? (32)
- Какие вещества называют оксидами?
- Какой класс неорганических веществ образуется при горении простых веществ? (Оксиды.)
VIII-й тур.
Анализ игры.
- Самоанализ деятельности учащихся.
- Анализ урока учителем.
IX тур.
Итог урока.
- Подведение индивидуальных итогов.
- Объявить победителя.