Обобщающий урок по теме "Кислород. Оксиды. Горение"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме: “Кислород...”, расширить области применения алгоритма по расчету относительной молекулярной массы, нахождение валентности элементов, проверить уровень усвоения .
  2. Развитие межпредметных связей, логического мышления скорости устного счета, зрительной памяти, развитие познавательных способностей.
  3. Формировать у обучающихся умение трудиться в коллективе, оказывать помощь товарищам.

Методы: Словесные – рассказ учителя; проблемно-поисковая деятельность учащихся под руководством учителя; самостоятельная работа учащихся (индивидуальная и групповая); контроль -устный, письменный, познавательная игра.

Оборудование: Периодическая таблица Д.И.Менделеева, карточки, кроссворды.

Ход урока

1. Организационный момент. (1–2 мин.)

2. Вступительное слово учителя. (2–3 мин.)

Условия игры:

1) Выбрать три команды: (I ряд, II ряд, III ряд.)

2) Выбрать: капитана, знатока биологии, знатока химии, знатока математики, счетчика.

3) Максимальное количество баллов – 5;
индивидуальные ответы – 1 балл.

1-й тур.

Разминка.

На доске записаны химические формулы соединений:

I II III
Ва(ОН)2 S НС1
Н2S со2 К2S
S02 Fе(ОН)3 СО
Н3Р04 К20 NaОН
Н20 СиС12 S03
Р205 203 А1203

Задание: выбрать из указанных формул соединения – оксиды и подсчитать их общее количество .

Ответ:

I – три формулы;
II – три формулы;
III – три формулы;

Молодцы! (За правильный ответ 5 баллов.)

II-й тур.

Знатоков математики. (Задание выполняют на доске.)

Задание: выбрать формулы оксидов из первого задания и подсчитать относительную молекулярную массу.

I II III
Мг(S02)= Мг(С02)= Мг(СО)=
Мг(Н20)= Мг(Н20)= Мг(S03)=
Мг(Р205)= Мг(Fе203)= Мг(А1203)=

Зачитываю интересные сведения по теме “Кислород...”:

Знаете ли вы...:
“что кислород на Земле самый распространенный элемент. Он занимает 50% по отношению всех остальных элементов”,
“что первоначальное открытие кислорода принадлежит китайскому ученому VIII в. Мао-Хоа, который за 1000 лет до Лавуазье знал, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий дыхание и горение.”,
“что общий вес кислорода на Земле составляет 1015 т.”,
“что человек в сутки употребляет 750 л чистого кислорода и вьделяет 657 л углекислого газа.”

III-й тур.

Конкурс капитанов.

(Задание выполняют на доске.)

Задание: осуществить превращение:

I II III
КМп04 02 Р205 Нg0 02 S02 02 Н20 02

(Все ошибки, допущенные в составлении уравнений реакции, подчеркиваю красным мелом.)

IV-й тур.

Знатоков биологии

(Устные ответы.)

  • За счет какого процесса, происходящего в природе, масса кислорода в воздухе не изменяется? (Фотосинтез.)
  • Благодаря какой химической реакции, происходящей в организме, человек движется, работает? (Окисление.)
  • В основном, на какие два процесса в природе расходуется больше всего кислорода? (Дыхание, гниение.)

При неудовлетворительном ответе учеников, предлагаю кроссворд (ключевое слово -ответ на вопрос), предупреждаю, что общий балл снижается на один балл.

Кроссворд: Укажите название химических элементов в соответствующих столбцах.

В основном, на какие два процесса и природе расходуется больше всего кислорода?

 

За счет какого процесса, происходящего в природе масса кислорода в воздухе заметно не изменяется?

Благодаря какой химической реакции, происходящей в организме человек движется, работает...?

V-й тур.

Знатоков химии. (Задание выполняется на доске.)

Задание: определить валентность каждого химического элемента в оксидах.

I II III
Zn0, А1203, Н20, Н2S04, FеО СО,С02,N2O5, S0з, Н2S0з СuО, Fе203, ВаО, N20, Н3Р04

VI-й тур.

Знатоков химиков-лаборантов.

I II III
Собрать и объяснить
строение штатива.
Собрать прибор для нагревания жидкости
 (дано держатель, пробирка).
Заправить спиртовку.
Зажечь и потушить
спиртовку.

VII-й тур.

Гонка за лидером.

  1. Химическая формула кислорода? (О2)
  2. Относительная атомная масса кислорода? (16)
  3. Валентность кислорода? (II)
  4. Назвать цвет кислорода? (Бесцветный.)
  5. Как называются вещества, ускоряющие химические реакции? (Катализаторы.)
  6. Какой класс неорганических веществ образуется при горении сложных веществ? (Оксиды.)
  7. При t = -183° С, что происходит с кислородом? (Сжижается.)
  8. В природе кислород образуется в результате процесса – ...? (Фотосинтеза.)
  9. Относительная молекулярная масса О2? (32)
  10. Какие вещества называют оксидами?
  11. Какой класс неорганических веществ образуется при горении простых веществ? (Оксиды.)

VIII-й тур.

Анализ игры.

  1. Самоанализ деятельности учащихся.
  2. Анализ урока учителем.

IX тур.

Итог урока.

  1. Подведение индивидуальных итогов.
  2. Объявить победителя.