Цель: формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
О.о. “Познание” - закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев.
О.о. “Художественное творчество” - побуждать детей к созданию декоративной композиции по мотивам гжельской росписи.
О.о. “Чтение художественной литературы” - продолжить знакомство с творчеством К. Чуковского, побуждать замечать красоту поэтического слова.
О.о. “Социализация” - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
О.о. “Коммуникация” - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
О.о “Здоровье” - следить за осанкой во время работы.
О.о “Труд” - побуждать убирать свое рабочее место после окончания деятельности.
О.о “Музыка” - развивать эмоциональную отзывчивость на муз. произведения.
Предварительная работа.
Чтение произведения К. Чуковского “Федорино горе”. Рассматривание предметов быта и посуды в технике “Гжель”. Д/и упражнения по ознакомлению детей с элементами гжельской росписи. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством.
Материал к занятию.
Гуашь, кисти № 1 и № 3, баночка с водой, салфетки. Декоративные тарелки из соленого теста. Открытки, альбомы с Гжелью. Гжельская посуда, предметы народных промыслов – Городец, Хохлома, Дымка. Альбом элементов и алгоритмов выполнения народной росписи.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Словарная работа: Гжель, гжельская роспись, элемент гжельской росписи, цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр, мастер, умелец.
Ход урока
I. Дети заходят в изостудию. Воспитатель обращает внимание детей на красочно оформленное письмо. На письме крупно написано “От Федоры”.
Воспитатель: Ребята, ведь это же письмо от той самой Федоры, от которой разбежалась вся посуда.
Воспитатель дает прочитать письмо одному из детей: “Здравствуйте ребята, у меня случилась беда – разбились все тарелки. Горе, Федоре, горе!”.
Воспитатель:
Снова горе у Федоры
Не пошел ей впрок урок.
В доме вновь порядка нету
И опять переполох.
Раскололась вся посуда
Нет тарелок, а еда
Фрукты, овощи, продукты
Раскатились кто куда!
Воспитатель: Ребята, Федора опять взялась за старое - посуду не жалела, - все тарелки побила - только одна и уцелела (Рассматривание тарелки). А чашки, блюдца и остальная посуда в страхе разбежалась. Посмотрите, может быть, они спрятались где-то здесь, у нас?
Д/и “Найди похожую посуду”. Игровая задача: найти похожую посуду, украшенную подобными узорами. Ход игры: дети выбирают нужную посуду и ставят ее на заранее приготовленное выставочное место.
Рассматривание посуды. Беседа с детьми:
- Что общего у всей посуды, которую мы выбрали? (Предполагаемые ответы: белый фон, сине-голубые цвета)
- Как называется такая роспись? (Гжель, гжельская роспись)
- Почему она так называется? (По названию реки “Гжелочка”)
- Какими узорами украшают мастера свои изделия? (Растительными – цветы, трава)
- Какие элементы гжельской росписи вы знаете? (Цветок, капелька, завиток, дуга, бордюр). Игровое упражнение: назови элемент гжельской росписи и найди его на посуде.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Федоре собрать разбежавшуюся посуду. Весь сервиз собрали. (Мини-беседа: что такое сервиз)
Воспитатель: Жалко, только, что тарелка всего одна – больно уж Федора любит гостей приглашать, а тарелок на всех не хватает. Как бы ей помочь? (Проблемная ситуация). Предполагаемое решение: подарить Федоре ранее сделанные тарелки из соленого теста, украсив их элементами гжельской росписи.
II. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь затрудняющимся.
(Музыкальное сопровождение: русские народные мелодии)
III. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Ребята, давайте полюбуемся тарелочками, которые у нас получились.
Чтение стихотворения о Гжели.
Гжель – белое, синее.
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками!
Вопросы для самоанализа детей:
- Какая тарелка вам понравилась больше всего? Почему?
- Какая тарелка получилась самой яркой? (Самой нежной, спокойной) Почему?
- На какой тарелке использовано больше разнообразных элементов? Каких?
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали – думаю, Федоре обязательно понравится.