Электроэнергетика России

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, с электроэнергетикой, с основными ее проблемами, ее ролью и значением, местом среди других отраслей России.
  2. Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки. Проанализировать особенности размещения по территории страны электростанций различного типа. Сформировать у школьников умения работать с различными источниками географической информации. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать статистические данные. Учить дискутировать по проблеме электроэнергетики.
  3. Воспитывать гордость за страну, любовь к Родине, трудолюбие, экономичность, любознательность, самостоятельность.

Учебно-наглядный комплекс: Политико-административная карта России, карта топливной промышленности, политическая карта мира, атласы, тетради, таблицы, контурные карты, схемы, физическая карта России.

Методы и формы: Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, эвристическая беседа, индуктивный; формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, дифференцированная

Тип урока: Комбинированный.

Термины и понятия: Электроэнергетика, типы электростанций – тепловые, гидравлические, атомные, солнечные, ветровые, геотермальные, приливные, теплоэлектроцентрали, энергосистемы, Единая энергосистема России, линии электропередач, ядерные отходы, гидроэнергоресурсы.

Номенклатура: Электростанции: тепловые – Сургутская, Рефтинская, Костромская, Киришская, Конаковская, Назаровская. ГЭС– Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская, Усть-Илимская. Атомные: Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Обнинская и т.д.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап проверки домашнего задания.

1. Сообщение темы и целей урока

2. Индивидуальная работа.

6 учащихся:

Карточка № 1.

  1. Что такое топливно-энергетический баланс?
  2. Назовите основные нефтяные базы России?
  3. Почему необходимо всемерно экономить энергию? (3 причины)

Карточка № 2.

  1. Объясните, как размещены основные НПЗ России?
  2. Назовите основные газодобывающие базы России?
  3. Из чего складываются приходная и расходная части топливно-энергетический баланса?

Карточка№ 3.

  1. Почему за последние годы снизилась добыча нефти? (3 причины.)
  2. Как размещены НПЗ в России?
  3. Назовите основные каменноугольные бассейны России

3. Фронтальный опрос.

– Что входит в состав топливно-энергетического комплекса?
– Перечислите и покажите на карте районы добычи нефти, природного газа и каменного угля.
– Что такое топливно-энергетический баланс, из каких составляющих складываются его приходная и расходная части?
– Каковы тенденции изменения его структуры, какими причинами они обусловлены?
– Каков способ транспортировки нефти, в чем его преимущество?
– Соедините районы добычи нефти с районами переработки и портами вывоза.
– В каком направлении протянулись основные нефтепроводы?
– В связи с чем, добыча нефти в России сокращается, а газовая промышленность развивается  устойчивыми темпами?
Изобразите в виде схемы состав топливно-энергетического комплекса.
– Каково значение ТЭКа?

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

1. Рассказ с элементами беседы

– Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояние по линиям электропередач (ЛЭП). Электроэнергетика является авангардной отраслью промышленности, так как без энергии невозможна работа ни одного предприятия. Электроэнергия производится на электростанциях разных типов, но ведущими являются тепловые, гидравлические и атомные.

Виды электростанций:

Тепловые электростанции работают на угле, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство ГЭС или АЭС. Крупные ТЭС называют ГРЭС (государственные районные электростанции). Самая крупная ТЭС России – Сургутская. (Почему?)

Разновидностью тепловых станций являются ТЭЦ, которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20–30 км (горячая вода остывает).

ГЭС – строят на реках с быстрым течением и высокими берегами, и большим расходом воды. Образующие водохранилища – это огромные запасы воды, которая используется в промышленности, в сельском хозяйстве, в быту населением. Самые крупные ГЭС построены на Енисее (Саянская, Красноярская), на Ангаре (Братская, Усть-Илимская), на Волге создан каскад ГЭС.

АЭС– работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Доля АЭС в производстве электроэнергии России составляет 14%. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов, нет дорог, а энергия нужна. Для производства равного количества энергии на АЭС надо 1 кг ядерного топлива, а на ТЭС – 3000 т каменного угля. На 20–30 т ядерного топлива АЭС может работать несколько лет.

2. Работа с картой.

– Найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС, крупные ГЭС на Волге, АЭС России.

3. Работа с контурными картами.

– Отметьте на контурной карте все АЭС России.

Физкультминутка.

4. Работа в группах.

– Несмотря на неоспоримые преимущества электростанций в добыче энергии перед топливной промышленностью, и необходимость их существования, и востребованность, у них все же существует целый ряд серьезных проблем и недостатков, требующих внимательного изучения и решения.
– Прочитав в учебнике статьи, рассмотрите самостоятельно, какие возникают проблемы на электростанциях?

I группа.

Проблемы и недостатки на ТЭС.

(Возможные варианты ответов.)

  1. Работают на невозобновимых ресурсах.
  2. Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).
  3. Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2–3 суток).
  4. Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).

II группа.

Проблемы и недостатки на ГЭС.

  1. Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15–20 лет).
  2. Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.
  3. Водохранилища изменяют режим рек, влияют на климат.
  4. Вода в водохранилище быстро загрязняется, т.к. идет накопление отходов. А прошедшая через турбину вода становится “мертвой”, поскольку в ней погибают все микроорганизмы.

III группа.

Проблемы и недостатки на АЭС.

  1. Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик.
  2. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов.

IV группа.

– Продумайте, каковы на ваш взгляд перспективы энергетики.

(Возможные варианты ответов.)

  1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии (геотермальную энергию, солнечную, ветровую, приливы)
  2. Строить мини ГЭС.
  3. Увеличить использование газа на ТЭС, как экологически чистого топлива.
  4. Применять энергосберегающие технологии в экономике.

5. Защита своих вариантов проблем.

6. Самостоятельное освоение проблемы о способах передачи электроэнергии

– Группы электростанций разных типов объединены линиями электропередач (ЛЭП) высокого напряжения (500–800 кВ) в энергосистему. Большая часть электростанций объединена в Единую энергосистему России с целью передачи энергии.

Ее цель:

  1. Надежное обеспечение энергией.
  2. Покрытие “пиковых” нагрузок.
  3. Использовать разницу во времени на территории России (на одной территории ночь и минимум энергопотребления, на другой вечер и пик потребления).

IV. Этап закрепления новых знаний

– Какой тип электростанций преобладает в России?
– В чем отличие ТЭС от ТЭЦ?
– Каков принцип размещения ТЭС?
– Где строят ТЭЦ?
– В чем преимущества и недостатки ТЭС?
– Как называют крупные тепловые электростанции? (ГРЭС)
– В чем преимущества и недостатки ГЭС?
– В чем преимущества и недостатки АЭС?
– Сравните основные типы электростанций (ГЭС, АЭС, ТЭС) по следующим показателям:
а) стоимость строительства станции;
б) себестоимость производства электроэнергии;
в) принципы размещения;
г) воздействие на окружающую среду.
– Какие электростанции наиболее выгодны?
– В какой части России располагается большая часть энергетических ресурсов?
– Где сосредоточено основное потребление энергии?
– Какие проблемы в связи с этим возникают, и каковы пути их решения?
– Что называют энергосистемой? Для чего они создаются?

V. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Параграф 23, на к/к отметить крупные электростанции всех видов.